Наш разговор — не о жестокой порке, а о способах распространенных и социально приемлемых: поставить в угол, лишить мультиков, карманных расходов или общения. Есть ли другие способы воспитывать ребенка, кроме наказаний? И как тогда быть, если ребёнок не слушается? Вместе с психологом Анжелой Эсер мы разобрались в вопросе и покажем на конкретных примерах, как возможно решать конфликты, не наказывая ребёнка.
В момент конфликта с ребенком взрослый проходит несколько этапов. Поначалу плач и крики ребёнка вызывают раздражение. Когда дети бунтуют регулярно, мы начинаем злиться. Нам может стать больно, мы сомневаемся в себе как в хороших родителях. И, в конце концов, вместо тысячи просьб появляется соблазн самой поднять-таки разбросанные по ковру кубики — мы принимаем, что сегодня непослушный ребенок победил.
На любом из этих этапов мы можем не выдержать и перейти на крик или пригрозить наказанием. Но срабатывают ли они? Чем больше мы давим, тем громче крик ребёнка и сильнее сопротивление. А если угрозы и крики срабатывают, то не слишком ли высока цена: страх в любимых глазах или, ещё хуже, ненависть? Так что же делать?
- Истерика, каприз или непослушание — звоночек для родителя, что ребёнку не хватает внимания. И он получает его таким способом — хоть какое-то, хоть негативное, пусть в виде криков и наказаний, но внимание.
Для начала всегда пробуйте банально больше времени проводить вместе. Если нет такой возможности, то проводите его качественнее: не отвлекайтесь на гаджеты, книжки и домашние дела. Скорее всего, если ситуация не запущена, напряжение уйдёт. Жаль только, что эта мысль не приходит первой, ведь мы сразу же кидаемся паниковать: что я упустила, почему он не слушается, он что, не понимает? Надо быть с ним построже! А построже не надо, надо подольше и поближе. - Часто дети хулиганят, потому что не чувствуют себя нужными или значимыми в семье. Парадокс, но чтобы ребёнок стал сговорчивее, дайте ему дополнительные домашние обязанности. Хоть какие-то, если он вообще их лишён, или новые, если в чём-то он уже вам помогает. Только обязанности эти должны быть ребёнку по силам и приятны. Не заставляйте подростка мыть посуду, а пятилетку гладить вещи.
Маленькой девочке с большей вероятностью понравится возиться в мыльной пене, а подросток скорее погладит рубашку, в которой ему потом идти в школу. Тут всё индивидуально. Разделите домашние дела на те, которые делать нужно с мамой и без, и дети начнут больше помогать, чувствуя свою нужность и важность. - Естественные последствия — дайте ребёнку прочувствовать, что будет, если он вас не послушается. Очередной раз открыв рот, чтобы сказать «иначе я тебя/тебе» задумайтесь: а что и правда такого произойдёт, если ребёнок, к примеру, не соберёт с вечера портфель? Ведь наказывая ребенка, мы рассчитываем, что это станет дополнительным мотиватором нас слушаться, но таким мотиватором может выступить сама жизнь! Не убрал в комнате, наступил на игрушку и сломал — вот и наказание.
- Да, не всегда можно позволить ребёнку почувствовать естественные последствия, иногда это просто опасно. Что же делать? Определите, какие вещи в вашей семье неприемлемы, и поговорите с сыном или дочкой. Начните со слов «Я не хочу тебя наказывать, давай договоримся о последствиях».
Примечание: этот метод сработает для детей старше шести лет. Важно, чтобы ребенок сам предложил последствие. «Давай я не буду конфеты есть неделю». Только так ребёнка можно научить без наказаний, передав ему ответственность. Ведь сам же обозначил последствие!
Посчитайте, сколько раз в день вы хвалите ребенка, а сколько — ругаете. Если перевес в последнюю сторону, пора пересмотреть свое отношение. И к ругани, и к ребенку. Помним, что чем сильнее давление, тем сильнее сопротивление.
«Не трогай, не смей, отстань, положи, убери» — от такого кто хочешь взбунтуется. Иногда достаточно сосредоточиться на том, чтобы хвалить ребёнка при любом положительном поведении, и конфликты уходят сами. Поощрение добрым словом или походом в кино запомнится ребёнку гораздо больше, чем очередное наказание. - Если дети начали выполнять вашу просьбу, не лишним будет похвалить каждый этап: «Молодец, что сам намазал щетку зубной пастой, молодец, что чистишь зубы две минуты, молодец, что прополоскал рот» — пусть это не звучит утрированно. Никогда не бойтесь перехвалить! Просто хвалите за конкретные действия. «Ты у меня самый умный» значительно проигрывает «я в восторге, как быстро ты решил сложную задачу» или «ты рассказала стих, как настоящий артист».
- Когда бунтуют маленькие дети, бывает достаточно просто переключить их внимание. Вы вдруг вспоминаете, что вам срочно нужно позвонить дедушке, сходить в туалет или вынести мусор, когда ребенок начинает капризничать. Ему становится «не для кого» плакать или кричать, и вот вы вернулись, а он уже преспокойно собирает мозаику.
- Ваша уверенность в собственных силах и правоте, и как следствие, уверенный тон, играют огромную роль, когда вы просите детей что-то сделать. Не надо задавать вопросы, повторять просьбу сотни раз или следить, сделал ли ребёнок то, что вы просили.
Если хотите, чтобы он признавал ваш авторитет, доверяйте себе и будьте последовательны. Хорошая формулировка «пришло время чистить зубы, ложиться спать, ужинать или прибраться в комнате». Никаких «мне нужно», «хотелось бы» и прочих фраз с оттенком просьбы. - Есть ещё метод — избегать слова «нет». Не отказывайте, просто перенесите выполнение просьбы во времени. Например, если сын просит купить ему сок, а у вас нет с собой денег, вместо отказа вы можете пообещать купить ему сок завтра. Да, это не гарантирует, что ребёнка сразу удовлетворит ваш ответ, но градус конфликта изначально будет снижен.
- Если вы не можете что-то сделать, а ребенку очень хочется, запишите просьбу ребенка. Особенно магически это действует на школьников, которые привыкли вести дневники. Так вы показываете, что серьезно относитесь к пожеланиям и включаете их в планы на будущее. А составлять списки может быть просто весело!
Например, ваш сын просит вас на каникулах поехать за границу, но у вас другие планы. Что вам мешает вместе поискать информацию о том месте, куда ему хочется и, например, выписать все достопримечательности? И решить, что вы поедете туда, например, через полгода. При походах в магазин списки тоже спасают: «Сейчас я не могу купить шоколадные хлопья, но давай внесем их в список покупок на следующий раз. Говори, что еще тебе хочется, я запишу».
- Будьте последовательны, если установили какие-то правила. Сегодня нельзя за стол с грязными руками, а завтра можно? Значит, можно всегда. Если сыну нельзя сидеть во время ужина в телефоне, то и папа за столом пусть оторвет взгляд от газеты. Правила принимаются, обсуждаются и выполняются всеми членами семьи.
- Дети обожают выбирать, они просто в восторге от ощущения, что от них что-то зависит. Тут как с домашними обязанностями! Не предлагайте ребёнку идти одеваться, а спросите, оденет ли дочка красный или розовый свитер. Не просите сына идти завтракать, а спросите, он будет бутерброд или яичницу.
- Если вы часто срываетесь, злитесь на детей и стали раздражительны, возможно, вам нужно заняться не воспитанием, а собственным психологическим здоровьем или пересмотреть режим дня. Правило «довольные родители — счастливые дети» никто не отменял.
- Если ребёнок капризничает, попробуйте подойти к ситуации с юмором. Поиграйте с ним в игру. «Я вижу, к тебе в рот залетела звездочка-капризуля и заставляет тебя плохо себя вести! Бедненький, сейчас я тебя хорошенько пощекочу и она мигом вылетит».
- Не ведитесь на провокации. Дети умеют задеть за живое и могут наговорить всякого. Или специально сделать что-то вам назло. Они будут проверять ваши границы: ну-ка, а что она сейчас сделает? Но вы на то и взрослый, чтобы не разражаться ответными проклятиями, а взять перерыв: закрыть глаза, уйти в комнату, дать себе время успокоиться или отвлечься. Пусть ребёнок знает, что такие методы на вас не действуют.
А что плохого, собственно, в наказаниях? Разве это не те же самые последствия?
Наказывая, мы подменяем внутренний контроль собственного поведения необходимостью контроля внешнего, т.е. родительского. Не самый лучший путь к умению брать ответственность за свои действия. Скорее эта дорожка приведет к мстительности или чрезмерной мягкотелости и уступчивости.
Например, тот же отказ от общения, когда родитель прекращает разговаривать с ребёнком какое-то время, будто его не замечая, имеет самые тяжелые побочные эффекты. Так мы лишаем ребёнка базового чувства нужности и безопасности в собственной семье, лишаем безусловной любви и принятия.
Комментарий психолога Анжелы Эсер:
«Дети — это наше зеркало, которое отражает всё, что происходит в семье. Агрессия порождает агрессию, любовь взращивает любовь.
Воспитание — это всегда диалог. Разговаривайте с детьми, объясняйте их поступки и наказания, если уж они случились.
За помощью можно обратиться к сказкам, в которых герои могут стать примером и отражать ту же проблему, что и в вашей семье. Есть замечательные книги, которые так и называются „психологические сказки“. Можно придумать какую-то историю, где некий выдуманный персонаж, например, был таким же „непослушным“, „упрямым“ или „капризным“. Психологи часто используют на консультациях такой приём: „Есть у меня знакомый мальчик или девочка и вот он (она) непослушный — как ты думаешь, почему он такой? Или что бы ты ему посоветовал?“ Подходит такой метод детям младшего школьного возраста, они дают прекрасные советы этому „мальчику“, а по большему счету, — себе.
Вы можете рассказать ребенку, почему вы, например, сейчас на него злитесь. Даже трехлетний ребенок чувствует, что мама расстроена. Говорить надо без обвинений и оскорблений. Из позиции „Я — высказывание“, используя местоимения от первого лица „я“, „мне“, „меня“, исключая „ты“. Например: „Я очень расстроилась, что ты не убрал игрушки“, „Мне жаль, что у тебя сегодня плохие результаты в школе“.
Выстраивая диалог таким образом, ваш ребенок не слышит обвинений, не защищается или убегает от ответа, не нападает на вас, а учится понимать чужие чувства. В будущем он не будет бояться выражать свои переживания и именно к вам придет со своей бедой или проблемой. А самое главное — ваш ребенок начинает лучше понимать себя и окружающих. Конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, решать конфликты без угроз, истерик и родительских санкций».
Наказать нельзя помиловать
Проанализируйте самые частые конфликты и подготовьтесь к ним. Напишите несколько способов их решения, пробуйте, наблюдайте за реакцией ребенка. Да, просто наказать действительно проще в моменте, но лучше всё-таки разобраться в причинах плохого поведения, чтобы конфликты в принципе не возникали.
Правда, совсем устранить детские шалости, давайте будем честными, просто нереально. Все дети хулиганят время от времени! И вы, и дети — живые, давайте дадим друг другу право на банальное плохое настроение. Сформированная у вашего ребенка уверенность, что при любых обстоятельствах он любим и желанен — одно из важных условий мира в семье.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий