Откуда берётся детская агрессия и как стоит вести себя родителям, мы выяснили у детского клинического психолога Виктории Корпачевой и невролога, специалиста по боли Ольгой Шемятовской.
Четыре вида детской агрессии
Есть четыре главные причины детской агрессии, рассказывает Ольга Шемятовская. Расположим их в таком порядке, в котором станет рассматривать ситуацию хороший специалист. Первая группа причин — первичные потребности маленького человека, и необходимо узнать все ли они удовлетворены: сон, жажда и голод.
Вторая в очереди — психологическая ситуация в семье или детском саду и состояние ребёнка. Третьи — соматические причины: не беспокоит ли младенца или дошкольника на постоянной основе, например, сильный зуд. Аллергия, атопический дерматит, очень сухая кожа — частые спутники агрессии. Четвертая группа — неврологические и психиатрические причины.
Если родители приходят с жалобой лишь на агрессию, скорее всего, причина в первых трёх группах. К неврологии мы обращаемся, если есть еще и стереотипии, странное поведение, отставание в развитии.
О голоде, жажде и сне
Нередко, рассказывает Ольга, можно видеть, как мама на долгой прогулке отказывает ребёнку в просьбе попить, объясняя это тем, что не взяла с собой воды. Если к паре часов прогулки прибавить сборы, дорогу домой и взять в расчет, что ребёнок может заиграться, заснуть и так и не попить дома сразу, получаем самое настоящее обезвоживание.
Выход — предлагать ребёнку, особенно в теплое время года и во время активной прогулки, воду каждые 40 – 60 минут. Не нужно ее насильно вливать, но вода должна быть в доступе и о ней следует напоминать. Так же и дома, необходимо обеспечить свежую H2O во всех комнатах — в кружках и бутылках. Главная задача родителей — выработать привычку.
К слову, если ребёнок находится на грудном вскармливании по требованию, обезвоживание ему обычно не знакомо, как и абсолютный голод. Проблема актуальна с года-полутора.
Еда также требует внимания. Если завтрак пришелся на 8 утра, гуляли до 12 и домой попали в 13, ребёнок был голоден слишком долго. Скорее всего, дело в режиме, если агрессия проявляется в похожих ситуациях или в одинаковые часы.
Сон — самый важный из трёх столпов. Удивительно, насколько сильные изменения поведения может вызвать нехватка и плохое качество сна у абсолютно здорового ребёнка, говорит невролог. Иногда хватает лишь корректировки режима сна и бодрствования, заботы о гигиене отдыха, чтобы всё пришло в норму.
Головная боль и депрессия у детей
Одна из самых сложно диагностируемых причин агрессии — боль, особенно головная боль у детей (а еще — детские мигрени). Поэтому для родителей очень важно научить ребёнка рассказывать о собственных ощущениях, — советует Ольга.
Чтобы быть спокойными, нужно выучить с детьми части тела. Затем объяснить характер болевых или каких-то необычных ощущений. Лучше, чтобы дети сообщали обо всех странных и неприятных ощущениях.
Важно и родителям быть внимательными. Место боли дети трогают и растирают. Если вам кажется необычным поведение, можно сделать небольшое видео, чтобы показать врачу. Полезны правильные «открытые» вопросы: не «У тебя здесь болит?», а «Что ты здесь ощущаешь?»
Еще одна непростая задача — депрессия у ребёнка. Даже взрослые не всегда понимают себя, а тем более дети. Важно обратится к адекватному специалисту, добавляет Ольга Шемятовская, чтобы он мог перенаправить вас, если это не его компетенция. С агрессией стоит идти к неврологу или психологу. Родителям надо не забывать: в большинстве случаев агрессия связана с чем-то на поверхности.
Агрессия внешняя и внутренняя
Любая агрессия — это скопившееся напряжение. У каждого человека есть чувства, в том числе злость, обида и раздражение. Агрессия – их маркер, она заставляет других обратить внимание на переживания и дает выход энергии. Чем младше ребёнок, тем чаще агрессия остаётся во внешнем плане. Ведь «что скажет общество» становится хоть сколько-то значимым для человека примерно с 3-х лет, рассказывает Виктория Корпачева, детский клинический психолог.
Впервые испытывая негативные эмоции, ребёнок топает и кричит, требует разрешения ситуации, падает на пол, толкает обидчика и даже кусает. Родители в ответ на «безобразное поведение», вместо того, чтобы научить ребенка злиться правильно, часто начинают останавливать его, запрещать, переключают внимание, наказывают. Тогда ребёнок решает: «злиться плохо, значит я плохой». И далее может начать подавлять эмоции, накапливая перевозбуждение.
Агрессия переходит во внутренний план. Первые признаки заметить легко: это кусание ногтей, сдирание корочек на ранках, дети могут кусать себя или бить по голове, биться головой о стены и пол, сосать пальцы, возможны тики. В раннем возрасте причина еще недалека от следствия: её легко отыскать и скорректировать. А если дождаться школы, то признаки (попытки суицида, самоповреждения) нелегко связать с первопричинами.
Как справляться с детской агрессией
Так ли плохо, что ребенок учится проявлять свои эмоции, пускай на первых порах и в виде истерики? Или защищает свои границы, даже если не желая отдавать свою игрушку, он стукнул соседа по песочнице? Вы бы отдали свой телефон, прошли бы мимо любимого лакомства, если бы очень хотелось, улыбались бы и молчали, когда хочется спать, есть или поиграть?
Честных ответов на эти вопросы и проработки родительского выгорания может хватить для изменения ситуации в семье.
Семья и эмоции
Со своим гневом ребёнок встречается в 2,5 – 3 года. Эмоциональная сфера активно развивается, а волевая отстает: ребенок требует желаемое и, не получая, протестует. Если в семье принят авторитарный стиль воспитания, чрезмерный контроль и при этом неконтролируемые проявления злости самими родителями — ребёнок привыкнет подавлять эмоции или выплескивать их без контроля.
Понятные наказания
Санкции и нормы обговариваются заранее, иначе дети станут копить обиду и возмущение, трансформирующиеся в агрессию. Она может вылиться на братьев, одноклассников, домашних животных.
Завышенные ожидания родителей и ревность
В ситуации конкуренции и завышенных родительских ожиданий ребёнок копит негатив: «я плохой, меня не любят, я не хочу жить». Это приводит к кризисам. Здесь выходом может стать разведение детей по их интересам, снижение процента соревновательных моментов в играх и быту, подчеркивание индивидуальности и личных достоинств каждого ребёнка и члена семьи. А еще заменяем формы «лучший, больше всех, как» на «такой один, уникален, горжусь».
Агрессия в детском саду
Самые частые причины — несформированность социальных навыков и нервной организации ребёнка. Ребёнок имеет мало опыта общения со сверстниками, у него не слишком коммуникабельные родители? Решение в практике — чаще бывать на площадках, в новых местах.
Дети могут грубить или толкаться, отбирать игрушки, не умея играть и знакомиться. Задача взрослого научить здороваться, делиться (не заставлять), играть по чужим правилам и предлагать свои игры, извиняться, сообщать о своих мыслях и желаниях. Важен пример, как сами родители взаимодействуют со знакомыми и посторонними людьми.
Мы можем иметь дело с холериками, вспыльчивыми и энергичными, столкнуться с гиперактивным ребёнком. Это дети — «эмоциональные бури»: энергия быстро накапливается, а окружающие часто попадаются «под горячую руку».
Взрослым надо понять, что здесь нет вины. Такова физиология — ругать и наказывать бесполезно, стоит учесть особенности и начать помогать. Уделить внимание спорту, больше бывать на воздухе, и очень важно учить навыкам общения, а также самим быть с детьми уравновешенными.
Практические упражнения для детей и родителей
Называем эмоции
Например, ребёнок нервничает, так как потерял игрушку. Вначале мы называем эмоцию: «Да, дорогой, ты злишься, ведь игрушка потерялась, я бы тоже расстроилась и разозлилась». Затем предлагаем варианты решения: «Давай поищем вместе. Если не найдем, подумаем, чем заменить. А если и это не выйдет, то когда будем в магазине, выберешь новую». Родитель уважает чувства ребенка и это работает.
Говорим вслух
Первое, если вы столкнулись с агрессивностью у ребёнка, надо рассказать ему об этих чувствах и эмоциях. Совсем маленьким детям нужно проговаривать все их состояния. Техника «контейнирования» – мы называем чувство, принимаем его и помогаем ребенку телом и своим спокойствием свыкнуться с новыми ощущениями. Так родитель забирает себе эмоциональный шквал, выдавая свою реакцию взрослого. Большим шагом будет уже и то, что вы расскажите детям о чувствах.
Например, что злость и ярость, как и обида это не черты их личности, а лишь реакция на что-то. Как чихание на сильный запах. Воспитанный человек носит платок. Также и с агрессией, мы не обвиняем окружающих, а ищем причину и исправляем ее. Нужно дать понять, что злость не делает человека плохим, а обида — нытиком.
Выражаем эмоции
Эмоция значит реакция. Важно не замалчивать и сдерживаться, а учиться искать вектор. Например, хорошо проводить чувства телом: потопать, покричать в пространство или стакан, устроить бой подушками, порвать бумагу. Полезны для естественного «сброса» регулярные физические нагрузки: зарядка, бег, скакалка и мяч. Танцы и секции не удовлетворяют эту потребность, так как движение должно быть спонтанным и идти из желания ребёнка.
Личный пример
Конечно, если вы кидаете в стену графинами и кадками цветов, а ребенку для снятия стресса предлагаете оригами, это вряд ли сработает. Выбирать надо общесемейный способ: ходите пешком, устраивайте велопрогулки.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий