Ровно год, как мы живём в статусе мировой пандемии. Однако постепенно зона неопределенности уменьшается, и мир привыкает к новой коронавирусной действительности. Повсеместное использование онлайн-сервисов — примета нового времени, которая коснулась всех сфер нашей жизни: работы, образования, покупок. Медицина не осталась в стороне. Во всем мире спрос на телемедицинские консультации вырос в несколько раз. Какие возможности у телемедицины сегодня и какие технологии нас ждут в будущем — разбираемся с экспертами Европейского медицинского центра.

«Раньше удалённую консультацию действительно рассматривали скорее как дополнительную опцию в работе врача, но пандемия это изменила. Люди оказались заперты в домах, акцент в здравоохранении сместился на лечение коронавируса, но другие заболевания никуда не исчезли, и многим пациентам нужна была помощь здесь и сейчас», — говорит медицинский директор EMC Евгений Аветисов. — В этих условиях дистанционные консультации стали спасением как для пациентов, так и для врачей, которые начали более активно использовать телемедицину в своей практике».

Эксперты подсчитали, что на фоне распространения коронавируса посещаемость телемедицинских сервисов в мире выросла на 50%. И сегодня эта тенденция сохраняется.

Преимущества телемедицинской консультации очевидны: помощь можно получить быстро, практически в круглосуточном режиме, не нужно ехать в клинику при малейшем недомогании или заниматься самолечением. Где бы вы ни находились: дома, в поездке, за городом — у вас всегда есть возможность связаться с врачом, который хорошо вас знает и которому вы доверяете.

Сегодня телемедицинские консультации можно получить у врачей почти всех специальностей, в том числе и детских специалистов. С ноября 2020 года приказом Минздрава были разрешены дистанционные консультации для наблюдения за пациентами с ОРВИ, гриппом и COVID-19.

Что может врач?

Несмотря на то, что пока с помощью телемедицины нельзя ставить диагноз, у врача много возможностей помочь пациенту на расстоянии.

С помощью «телемедицинских» услуг врач может собирать и анализировать жалобы, проводить медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента, оценивать эффективность лечения и диагностики, корректировать ранее назначенное лечение, принять решение о необходимости проведения очного приема, оформлять электронные рецепты.

Возможности телемедицины постоянно расширяются с появлением новейших гаджетов и устройств, позволяющих контролировать здоровье пациентов вне клиники.

Наблюдение на расстоянии

Одна из последних инноваций — телемедицинcкий гаджет TytoCare. Технология широко распространена в европейских странах, Канаде, США, Израиле. С помощью прибора TytoCare, который находится у пациента, доктор может удаленно провести полноценный осмотр — послушать легкие и бронхи, осмотреть уши, горло, нос, измерить температуру, сердечный ритм. Также прибор умеет делать в высоком разрешении снимки родинок, сыпи и других поражений кожи для мгновенной пересылки врачу. И самое главное, записи можно сохранить, это позволит даже самому пациенту увидеть динамику своего состояния.


Прибором могут пользоваться все члены семьи — приложение можно установить на несколько мобильных телефонов.

«Это настоящий прорыв в медицине, — считает заведующая педиатрическим отделением Детской клиники ЕМС Анастасия Гольцман. В любой непонятной ситуации — у малыша поднялась температура или заболело горло — родители могут связаться с врачом и понять, нужно ли ехать в клинику или можно спокойно остаться дома. Качество обследования практически не уступает очному».

Сектор MedTech на данный момент один из самых быстрорастущих, разработка технологий, позволяющих обмениваться информацией на расстоянии, непрерывно следить за состоянием пациентов, привлекает многомиллионные инвестиции.

Эксперты уверены, в обозримом будущем эти технологии станут неотъемлемой частью нашей жизни. Они могут быть особенно полезны для пациентов старшего возраста и людей, страдающих хроническими заболеваниями.

Так, на смену традиционному ЭКГ приходит инновационный текстиль — футболка с датчиками, которые снимают показания сердечного ритма и замеряют частоту дыхания, температуру тела, уровень физической активности. Через мобильное приложение пациента данные передаются лечащему врачу. Исследование пока уступает традиционному мониторированию ЭКГ в нюансах, но его вполне достаточно для того, чтобы зарегистрировать нарушения ритма и понять, нужно ли обращаться в клинику для комплексного обследования.

Востребованная технология для мониторинга за состоянием пожилых людей — тревожные кнопки для экстренного вызова помощи, брелоки и кулоны, способные зарегистрировать падение и передать сигнал тревоги на пульт управления для вызова скорой помощи.

Традиционно высокий спрос в рамках телемедицинских консультаций на получение второго мнения.

Еще одно перспективное направление телемедицины — мониторинг здоровья будущих мам. Эксперты прогнозируют, что в скором будущем удалённые УЗИ плода и КТГ могут стать обыденностью.

В Минздраве России ожидают, что дистанционный мониторинг пациентов в России увеличится в четыре раза к 2024 году.

Ответственность врача

При широком распространении телемедицины особую актуальность приобретает вопрос ответственности врача и доверия качеству медицинской помощи на расстоянии, а также защиты персональных данных.

Лучше обращаться за консультацией в уже известные клиники или через проверенные и хорошо известные телемедицинские сервисы. Важно знать, что телемедицина не лицензируется как отдельная услуга и может оказываться только по тем направлениям, на которые у клиники уже есть лицензия. Перед тем, как получить консультацию, необходимо понять, в какой клинике работает врач и удостовериться в том, что она лицензирована, а у доктора есть соответствующий сертификат. Также важно уточнить, по какому каналу будет происходить общение и убедиться в безопасности персональных данных.

«Ответственность врача при оказании услуг онлайн остается той же, что и на очном приеме, — подчеркивает Анастасия Гольцман. — Врач должен быть уверен в том, что пациент точно понял рекомендации специалиста и свои дальнейшие действия. Если врач видит, что ситуация требует очного присутствия, он организует выезд специалиста на дом или приезд пациента в клинику и обязательно проконтролирует получение пациентом необходимой помощи в случае экстренной ситуации». 

«В нашей клинике телемедицинские консультации происходят с использованием аттестованных средств защиты и хранения информации, — рассказывает директор по цифровой трансформации бизнеса EMC Егор Сафрыгин. Канал связи, который используется во время телемедицинской консультации защищен, а данные (записи видеоконсультаций) хранятся на серверах в защищенном контуре. Сервера аттестованы по безопасности в соответствии с приказом ФСТЭК №17, а также — с утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Конечно, полностью заменить очную консультацию дистанционной можно далеко не во всех случаях, но мы наблюдаем процесс интеграции офлайн- и онлайн-медицины, который предоставляет пациентам возможность выбрать наиболее удобный и эффективный способ общения с врачом. В том, что за такой интеграцией будущее, сегодня уже ни у кого нет сомнений.



Читать дальше