С января 2018-го года в России вступил в силу закон о телемедицине — отныне врачи могут проводить консультации по интернету или по телефону. Разбираемся в нюансах нового для нашей страны «заочного» формата получения медицинской помощи.

Мировой опыт

В США, Японии и странах Европы внедрение онлайн-консультаций происходит уже на протяжении последних десяти лет, и, согласно данным Американской телемедицинской ассоциации, количество пациентов, обращающихся за медицинской помощью амбулаторно, уменьшилось в некоторых странах на целых 70%.

Эта тенденция объясняется простой логикой: далеко не во всех случаях есть острая необходимость обращаться к врачу лично, кроме того, у пациента не всегда есть возможность записаться на прием в удобное для него время.

Телемедицина помогает высвобождать большие ресурсы — сокращается количество госпитализаций, уменьшается плотность людей в поликлиниках, а сэкономленные денежные средства перенаправляются в другие отрасли медицины. Ведь чтобы получить необходимый рецепт, можно не приезжать в клинику, и даже сдать несложные анализы можно в оборудованной дома туалетной комнате.

Так, например, в Японии гражданам предлагается иметь «домашнюю лабораторию» — с помощью портативных приборов сдавать анализы и отправлять их результаты на экспертизу. В России о такой степени продвинутости в этой отрасли пока остается только мечтать, но первые шаги на этом пути уже сделаны. 

О принятом законе

С 1 января 2018 года россияне также имеют возможность пользоваться услугами телемедицины. Минздрав России определил основные требования к новому направлению. Посредством новых технологий должно быть налажено дистанционное общение, во-первых, медицинских работников друг с другом; во-вторых — врача с пациентом.

Если коммуникация в формате «врач-врач» достаточно хорошо зарекомендовала себя в нашей стране — в России создано несколько тысяч телемедицинских центров — то для налаживания системы сервиса «врач-пациент» необходимо, как минимум: обеспечить нормативную и технологическую базу, а также условия для создания инфраструктуры и поддержания операционной деятельности. 

В законе прописано, что консультации пациента с медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях наблюдения за состоянием его здоровья и принятия решения о необходимости проведения очного приема.

Иными словами, действующая сегодня система онлайн-консультаций не позволяет поставить пациенту диагноз или назначить необходимое лечение. Если пациент впервые обращается к врачу в формате телеконсультации, врач обязан определить для него профильного врача и назначить время очной встречи. А уже после того, как прошла очная встреча и был поставлен диагноз, пациент имеет право обращаться к своему лечащему врачу с дополнительными вопросами заочно. 

Очевидно, что одна из задач такой удаленной медицинской помощи — стимулировать своевременное обращение граждан к врачу.  Не секрет, что зачастую пациенты приходят на прием уже в случае, когда организм не в состоянии самостоятельно бороться с болезнью, в то время как эффективнее зафиксировать отклонения в состоянии здоровья на начальном этапе. 

Телемедицинские сервисы сегодня

Рынок телемедицинских услуг в России начал развиваться еще до принятия закона.

Как рассказала «Дэйли Бэби» руководитель направления телемедицины компании DOC+ Елизавета Ивахненко, принятый закон достаточно консервативен, однако позволяет медицинским учреждениям и сервисам оказывать широкий круг помощи и решать значительную часть возникающих у пациентов проблем: «В первую очередь — направлять их в нужную сторону: к какому врачу обратиться, какие анализы перед этим сдать и какие исследования провести, дать рекомендации по общемедицинским вопросам».

Представители компаний говорят о том, что закон усложняет некоторые операционные процессы. Например, DOC+ пришлось приобрести электронные цифровые подписи для врачей, запрашивать согласие на медвмешательство, хранить меддокументацию в печатном виде в соответствии с законом, опубликовать ряд внутренних порядков о том, как оказываются услуги и объяснять пациентам о необходимости пройти авторизацию в единой системе идентификации и авторизации (ЕСИА). 

Тот факт, что закон не разрешает ставить пациентам диагноз удаленно, трактуется специалистами сферы скорее как плюс, нежели минус. Ведь возможность постановки диагноза дистанционно зависит от конкретного случая.

Иногда врач принимает решение о диагнозе в первую очередь на основе анамнеза, жалоб и по результатам анализов и исследований, в других случаях обязателен осмотр пациента. «В любом случае, даже если бы разрешалось ставить диагноз, чаще всего этот процесс саморегулировался бы ответственностью врача: если врач не уверен в том, что это за диагноз, то он ни в коем случае бы не стал его определять, потому что в конце концов это его ответственность и риски за здоровье пациента несет именно он», — считает Елизавета Ивахненко.

Другой телемедицинский сервис — «Яндекс.Здоровье» — позволяет проводить онлайн-консультации с врачами из клиник-партнёров (в их числе и DOC+). В декабре прошлого года была также зарегистрирована ООО «Клиника Яндекс.Здоровье», которая сейчас находится в процессе получения медицинской лицензии.

Григорий Бакунов, руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье», комментирует ситуацию: «С учетом принятых в прошлом году  поправок в законодательство, регулирующих статус телемедицины в России, а также с учетом новых подзаконных актов, в 2018 году Яндекс.Здоровье планирует стать медицинской компанией, которая будет оказывать медицинские услуги с помощью интернета и современных информационных технологий, таких как телемедицина. Как только процесс получения лицензии будет завершен, мы сможем самостоятельно оказывать медицинские услуги с помощью технологий телемедицины. До того, как это случится, медицинские услуги с применением телемедицинских технологий оказывают наши клиники-партнёры».

По словам Елизаветы Ивахненко, в законе есть ряд непроработанных моментов — вероятно, они будут проясняться в нормативно-правовых актах, которые Минздрав обязался принять. В целом, как считают эксперты, вопросов пока что больше, чем ответов, поэтому компаниям приходится самостоятельно трактовать те или иные положения закона, чтобы продолжать свою деятельность.

Телепедиатрия — телемедицина для детей

Хорошо, если у вас есть педиатр, к которому в любое время суток вы можете обратиться, но не стоит забывать, что пока услуга официально не зарегистрирована и не оплачена страховой компанией или вами лично, врач не несет за нее ответственность. 

В этом и есть основная разница и основное преимущество телепедиатрии перед обычной консультацией педиатра по телефону:

телемедицинская услуга считается оказанной, только когда обращение родителя к врачу запротоколировано и факт внесен в медицинскую карту ребенка.

Случаи, когда родителю (а также будущей маме) нужна телемедицинская помощь, могут быть различными:

1. Вы живете далеко от поликлиники и вам нужно записаться к профильному врачу или организовать диспансеризацию

Сейчас для этого вам, скорее всего, нужно посетить педиатра и выписать направление, в то время как посредством телемедицины многие узкие специалисты могут провести консультацию или прием удаленно. 

2. Вам нужна срочная консультация или помощь по уходу за ребенком

Молодые мамы, как правило, имеют много вопросов, связанных со здоровьем младенца, при этом не всегда есть возможность обращаться в поликлинику для того, чтобы просто побеседовать с врачом. Беседа со специалистом поможет родителям обсудить имеющиеся у ребенка симптомы, проконтролировать реакцию на прививку, или же убедиться, что пора обратиться к врачу за очной консультацией. 

3. Ребенку нужен постоянный контроль врача

Это относится к детям с инвалидностью, с  хроническими или тяжелыми заболеваниями, а также к тем, кто получил медицинскую помощь вдали от дома (например, в клинике Москвы), а восстанавливаться после лечения вернулся в свой регион. 

4. Вам необходима консультация по вопросам женского здоровья и ведению беременности

Удаленно могут решаться вопросы планирования беременности, женщина может получить перечень или расшифровку анализов, направление к профильным специалистам. Беременным в этом случае нет необходимости постоянно посещать женскую консультацию.

Родителям важно понимать, что  услуга, оказанная дистанционно, идет в фонд рабочего времени врача, поэтому между очными и телемедицинскими пациентами приоритетности быть не должно — прием по скайпу не может быть «между» приемами детей, ожидающих в очереди в поликлинике. 

Будущее телемедицины

Министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщает, что в текущем году поставлена задача «деятельность профильных телемедицинских систем отшлифовать» и «сделать эту работу круглосуточной». Для того, чтобы система заработала в полную силу, необходимо решить ряд вопросов, как минимум:

  • обеспечить равную  степень технологической оснащенности в регионах,
  • создать защищенные каналы связи для передачи персональных данных,
  • принять подзаконные акты, которые уточнят и конкретизируют отдельные аспекты ФЗ.

Преимущества, которые открывает направление телемедицины перед пациентами, очевидны. В первую очередь они касаются тех, кому сложно организовать очное посещение учреждений здравоохранения — к ним относятся не только люди с инвалидностью или пожилые граждане, но также мамы с маленькими детьми и беременные женщины. Поэтому развитие в этом направлении должно проложить новые стандарты получения медицинской помощи в нашей стране. 



Читать дальше