Галине 62 года. У нее четыре взрослых дочери и восемь внуков разного возраста. И ни с одним из них она не нянчилась. Такое решение она приняла сама изначально и не жалеет о нем. Наша героиня рассказывает, почему внуки называют ее «бабочкой», а не бабушкой, зачем она иногда стоит на голове и почему быть бабушкой-няней — значит делать медвежью услугу.
Чем больше нянюшек, тем больше суеты
— Своим дочерям я сказала сразу: «Вы принимаете решение рожать сами, значит, вы все продумали и осознаете свои силы и возможности. Я за вас искренне радуюсь, но помогать вам я не стану, хотите — можете обижаться».
Дочери поначалу восприняли заявление в штыки — и это понятно. Но ничего, быстро научились управляться. Старшей с двойняшками на тот момент было 27, Сандре с новорожденной — 25. Вполне самостоятельные барышни. И старшие внуки сразу росли самостоятельными: дочери быстро сообразили, что трое детей с разницей в три месяца — это почти что тройняшки, но на двух мам. Пока внуки были совсем маленькими, они жили вместе — и подменяться им было проще при необходимости, и детям веселее.
Дети с самого рождения очень быстро понимают, сколько внимания им уделяется.
Чем больше вокруг малыша бабушек и нянюшек, тем больше суеты и ненужных хлопот, тем более избалованным ребенок растет в результате. И тогда, на самом деле, никто ничего не успевает и все страшно вымотаны.
Я знаю, о чем я говорю — между моей старшей дочерью и самой младшей всего семь лет разницы. А между ними — еще две средних. И я управлялась с ними четырьмя без помощи бабушек, и работала, и дом на себе вместе с бытом: муж-скульптор очень часто уезжал в командировки, да и в мастерской проводил очень много времени.
Как было тогда и как есть сейчас
Мои дочери росли в восьмидесятых и девяностых, к рождению четвертой мне было 28 лет — тогда вообще почти ничего не было в магазинах, так что я сама им и шить успевала, и вязать. Сама придумывала модели — и мои девчонки выделялись среди других нарядами. Я, кстати, и подрабатывала шитьем тогда очень неплохо — даже не в смысле денег, речь о «связях». Среди моих клиенток были, например, директора продуктовых магазинов — фантастическое по тем голодным временам везение. Так что и фрукты всегда были в доме, и свежий творог, и колбаса.
Сейчас в этом смысле гораздо проще — есть все, и мир полностью открыт.
Хочешь чего-то — бери и делай, находи возможность, а не жалей себя и не ищи причин для того, чтобы не делать. Хочешь рожать? Отлично, рожай.
И сама организовывай свое время, чтобы все успевать. Если мама знает, что ей больше не на кого рассчитывать — она извернется, но сделает сама. В туалет ведь нам если нужно — мы просто туда идем, притом как можно скорее, а не выдумываем отговорок. Пример грубый, зато правдивый.
Уставала я, конечно, страшно — даже во сне спать хотелось. Ну так что с одним ребенком, что с четырьмя — это работа такая. Любить — работа. И прежде, чем за нее взяться, нужно очень хорошо подумать: по плечу ли она тебе?
Нельзя быть «немножко мамой»
Нельзя быть немножко беременной, немножко уметь плавать или слегка умереть — и мамой тоже нельзя быть в лайтовой версии. Если у тебя дети и ты мама, ты этому учишься. Всегда, постоянно — это же бесконечный процесс, ты же не самолетом управляешь по инструкции, а целого человека живого выращиваешь. И это возможно только тогда, когда ты растешь в этом качестве вместе с ребенком.
Не высыпаешься? Спи с ребенком вместе, вместо того, чтобы намывать пол. Не нравится грязный пол? Научись мыть его быстрее, купи робот-пылесос или приучи всех не мусорить в доме, чтобы пореже его мыть. Не хватает денег? Найди хорошую работу или открой свой бизнес. Маленький ребенок тебе работать не дает? Значит, найди удаленную работу. Варианты есть всегда. Оптимизировать, искать компромисс.
Да, это тяжело. Да, в какой-то момент мне было бы проще сделать что-то за моих дочерей с их детьми. Но это не научило бы их ничему. Невозможно начать ходить или бегать, если постоянно сидеть на попе или перемещаться с помощью костылей.
Когда бабушка берет на себя часть функций мамы — или вовсе заменяет ее — она предлагает как раз вот такие костыли.
Я не желаю, чтобы мои дети росли такими вот «калеками». Через «не хочу», через «не могу» — пусть учатся быть мамами.
Разумеется, если бы я видела, что кому-то из моих дочерей реально нужна моя помощь с внуками — я бы просто взяла и помогла. Случаются, конечно, ситуации, когда объективно человек один не справится. К счастью, все внуки растут здоровыми и жизнерадостными, да и жизненные трудности дочери проживают достойно и самостоятельно.
У бабушки должно быть время на себя
По большей части то, что делают мои сверстницы, я считаю медвежьей услугой. Молодых мам это очень расслабляет — спихнули ребенка на бабушку, та и попу вымоет, и кашу сварит, и с коляской по улице погуляет. Но ведь это в некотором роде нечестно. Мое мнение такое — я в свое время каши наварилась, а теперь хочу заниматься тем, чем мне хочется. Я по-честному отдала всю себя своим детям, когда им было это действительно нужно, и считаю, что теперь с чистой совестью могу посвящать время себе и своим увлечениям — благо, у меня их много.
Танцами я занялась после смерти мужа — нам тогда было всего по 49, и я вдруг обнаружила невероятную пустоту вокруг себя. Дети выросли, огромный дом выстроен, у меня работающий бизнес по авторемонту. А меня как будто нет. Я всю жизнь отдавала себя — детям, мужу. И поняла, что хочу танцевать, занялась хип-хопом. У меня такой характер, что мне бы поэнергичнее что-то, вальс — это как-то слишком просто и скучно, на мой вкус. Сейчас участвую в соревнованиях — там молодежь, конечно, в основном, они сначала удивляются, когда меня видят.
Внуков тоже с собой беру иногда — им нравится. Они меня называют «бабочка»: «Бабушка — это вот такая, в платочке. В мультиках мы ее видели. А ты прыгаешь, порхаешь. Бабочка, а не бабушка».
Разумеется, я очень люблю и своих детей, и внуков. Младшая дочь с дочкой, сыном и мужем живут в нашем доме вместе со мной, остальные в гостях часто бывают, иногда и друзей прихватят каких-нибудь. Так было всегда — девчонки и маленькими постоянно подружек-друзей в дом водили. Бабушкой тоже нужно учиться быть — вот я и учусь. На ходу, а как иначе?
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий