Почему маленькие герои сказок порой ведут себя умнее и смелее, чем взрослые? Ответ на незамысловатый вопрос искала наш автор Ксана Файрклоуг.

Маленький Мук

История мальчика, который остался один на всем свете. Он нашел волшебные предметы и сумел добиться многих благ, перехитрив злых взрослых и расстроив козни коварных персонажей.

Отличительная черта этого героя — ребенок по каким-то причинам остается без привычной защиты. Для того, чтобы выжить, ему нужно стать самому себе и мамой с папой, и доброй феей.

Волшебство начинается в тот момент, когда ребенок внутренне принимает решение выжить и добиться цели. Тут же появляется подспорье в виде летающих или бегающих башмаков. 

Для родителей, возможно, это намек на то, что детям нужно давать больше самостоятельности. Тогда они действительно довольно быстро научатся и принимать решения, и выходить из сложных ситуаций. 

Мальчик-с-пальчик 

Родителям было нечем кормить своих детей — и они отвели их в лес. Мальчик-с-пальчик догадывается бросать камушки, чтобы найти дорогу назад, побеждает людоеда и триумфально возвращается, да еще и с едой — по другой версии, с деньгами. Все заливаются слезами радости при встрече и живут потом долго и счастливо. 

Сюжет выглядит несколько жутковатым из современных реалий: что это за родители, почему им проще было отправить семерых сыновей в глушь вместо того, чтобы попытаться найти в том же лесу хотя бы грибы с ягодами? 

Думается, дело вот в чем — мальчики однажды становятся мужчинами. Которые должны уметь отыскать дорогу из темной чащи, добыть пропитание, сразиться с огромными существами или чудовищами и при этом выжить. Конечно, никто не говорит, что это должно происходить с мальчиками семи лет, как в нашей сказке. Но любая мама, вероятно, однажды должна прикусить язык и сказать:«Все, сын. Дальше — сам. Тебе будет больно, ты, скорее всего, изранишься и будешь перепуган, но вот отсюда ты пойдешь один». Справедливости ради, нужно прибавить, что каждая мама точно скажет: «И возвращайся, пожалуйста, что бы там у тебя в лесу не случилось. Я тебя люблю и жду в любом случае». 

Очень может быть, родители примерно это и сказали своим сыновьям в сказке, но за давностью лет и в процессе переводов с языка на язык и переписываний эта важная часть напутствия потерялась. 

Почему самым смелым и удачливым, самым умным и отважным оказывается самый младший, Мальчик-с-пальчик? Да потому, что гигантский рост вовсе не означает присутствия духа и мужества, огромные кулачищи вовсе не гарантируют смелости — и об этом стоит помнить мальчикам в любом возрасте. Лидером становится тот, кто желает им быть — и кто берет на себя ответственность за свих близких. Всем этим качествам нас учит сказка про мальчишек в глухом лесу.

Дядя Федор 

Этот герой с неправильным бутербродом тоже остается один: его родители формально вроде бы и есть, но толку от них, по совести говоря, не так чтобы много. Например, велосипед купить Печкину. Или афоризмы изрекать — про то, что «вместе только гриппом болеют, а с ума сходят по очереди». 

У Дяди Федора, пожалуй, нет и выбора особо: становиться ему героем или оставаться стандартным и послушным мальчиком. Теперь, к сожалению, уже не узнать у автора, с какой целью он придумал именно такого ребенка, но мораль там, пожалуй, вполне бунтарская. 

Хочешь жить в любом возрасте — и делать это весело — иди и сделай. Взрослые слишком заняты собой и пятнами на обоях. В этом смысле он вполне похож на Маленького Мука: решился встать на дорогу путешествий — сразу и помощники нашлись, и дом. И даже корова — следом. А там и родители вдруг резко очеловечились. 

Герда

История девочки, которая спасала мальчика с ледяным сердцем отсылает нас к очень простой мысли: любовь способна творить чудеса в любом возрасте. Поможет и дорогу отыскать, и с разбойниками договориться, и даже Снежную Королеву победить. 

Пожалуй, тут в образ девочки вплетены идеи тоски по идеальной женщине: терпеливой, теплой, верной, умелой и мудрой. Учитывая, что Андерсен был человеком со сложной судьбой, история вполне понятна — но такие женские качества все равно оказываются востребованы в любой культуре любой эпохи. И воспитывать их нужно с детства, конечно. 

Элли

Девочку унесло вместе с фургончиком в волшебную страну, и в поисках способа вернуться домой она тоже находит множество приключений, в которых проявляет отнюдь не детские мудрость и смелость. Это вариант Герды, но о дружбе здесь в более широком смысле. Если Герда идет за другом детства, то Элли учится дружить по дороге, обретая новых друзей и побеждая не одну Королеву, а несколько злых волшебниц. Дети и взрослые на этом примере учатся дружить с незнакомцами и действовать по ситуации. В этом, собственно, и мораль. 

Как видим, авторы описывают истории юных героев, которые ведут себя словно большие, совершенно по-разным причинам. Отметим также, что в народных сказках такого не найти — все перечисленные произведения являются авторскими. В фольклоре же маленькому персонажу могут помогать, вести, учить, но он все равно ведет себя, словно ребенок. Видимо, финальная мораль будет примерно такой: детям нужно читать сказки. Разные. Последнее слово — ключевое, среди выбранных сказок обязательно должны быть и русские народные, и скандинавские, и восточные сказки. Тогда у ребенка будет полное представление о той мудрости, которая накапливалась народом веками.



Читать дальше