Расстройство аутистического спектра — это диагноз, о котором пока неизвестно значительно больше, чем известно. Несмотря на то, что окончательно РАС формируется не сразу, аутичным ребенок рождается. Что с ним происходит в самом начале жизни и как эмоционально-смысловой подход к коррекции помогает людям с аутизмом выйти в социум, «Дэйли Бэби» рассказала старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики, лауреат государственной премии президента РФ в области образования, кандидат психологических наук Мария Либлинг.
Когда мы говорим об аутизме, первая ассоциация, которая у многих возникает — это аутостимуляция. Что это такое, почему она формируется и для чего она аутичному ребенку?
Аутостимуляция — это стереотипное поведение аутичного ребенка, направленное на получение определенных ощущений, связанных с эмоциями и переживаниями, и оно обладает важными приспособительными смыслами. Во-первых, это возможность порадовать себя, поднять свой тонус. Во-вторых, это способ отгородиться от внешних воздействий.
То есть аутостимуляция — это жизненно значимое для аутичного ребенка поведение, его образ жизни. Это такое поведение, без которого аутичный ребенок не может существовать.
Природа не дает ничего ненужного. Если проанализировать причины и следствия аутостимуляции, то станет ясно, что это компенсаторное поведение, которое развивается у исходно очень ранимого ребенка с нарушенным механизмом регуляции психического тонуса, особой чувствительностью в отсутствии связи с мамой.
Это становится заметно рано, но из-за этого он не может сидеть у мамы на руках, отвечать на ее эмоции — она для него слишком активна, громко говорит, много прикасается, прямо смотрит. И мама видит, что он напряжен, кричит, не улыбается в ответ, не смотрит в лицо, не принимает позу готовности при взятии на ручки, и понимает, что малыш быстрее успокаивается в кровати, что ему лучше, когда он «сам по себе».
Все это происходит не потому, что она плохая мать, а потому, что он просто не может реагировать так же, как обычные дети, он таким рождается — с этим, кстати, согласны уже все специалисты. Тогда мама сокращает объем естественного воздействия на ребенка. И поэтому важная для детского развития эмоциональная связь с мамой, которая у здорового ребенка формируется уже на первом году жизни, у аутичного ребенка не формируется или формируется в недостаточной степени. Вместо нее вырабатывается механизм аутостимуляции.
Спонтанное поведение ребенка с РАС полностью стереотипно, и в то время, когда никто с ним не занимается, он будет либо мычать и раскачиваться, либо мотаться по комнате по кругу, прыгать и повторять одну фразу, листать только одну любимую книжку и тому подобное, то есть снова и снова воспроизводить привычные ощущения. Это его способ выживания, и у него нет другого.
И что же делать с аутостимуляцией?
Специалисты, которые работают с развивающими подходами к коррекции аутизма, понимают, что выжить без стереотипий ребенку пока что невозможно, и стремятся уменьшить его потребность в них, стимулируя развитие взаимодействия, наращивая эмоциональные связи.
Особенно это касается связи с мамой, ведь именно она является основой социализации, без которой невозможно говорить о дальнейших социальных навыках. Тогда ребенок с РАС получит другие способы защиты, эмоциональной разрядки и достижения удовольствия. Те, которые дает ему эмоциональное взаимодействие с другими людьми, в первую очередь — с близкими.
Да, иногда аутостимуляцию нужно «гасить», чтобы облегчить жизнь семье — когда она может нанести вред жизни и здоровью ребенка или окружающих, когда она социально неприемлема. Но в большой части случаев ее можно «обыграть», превратить в эпизод эмоционального контакта с ребенком. Вот он сидит и качается — я подстроилась, сымитировав стук колес поезда в такт его раскачиванию, или спела «Мы едем-едем-едем», и превратила его механическую аутостимуляцию во взаимодействие, придав ей игровой смысл.
Насколько я знаю, именно на этом базируется эмоционально-смысловой подход к коррекции аутизма, с которым вы работаете. Расскажите, пожалуйста, о нем.
Наша небольшая лаборатория за длинную историю работы вырастила три поколения детей с РАС: начиная с 2,5-5 лет до юношеского возраста. Безусловно, многое зависит от исходного состояния. Но сейчас мы абсолютно уверены в том комплексе методик, который разработали.
На последнем поколении детей, которые, благодаря ранней диагностике, попали к нам в Институт коррекционной педагогики, когда им еще не было трех лет, нам удалось отработать такую систему занятий, которая позволяет выйти в социум ребенку даже с самой тяжелой формой аутизма. Они обрели совершенно иное качество жизни, и ни окружающие, ни врачи, ни психологи сейчас не назвали бы их аутичными. Максимум, что кто-то мог бы сейчас заметить у наших выпускников — это «особый характер».
В основе эмоционально-смыслового подхода (ЭСП), разработанного О.С.Никольской (Ольга Сергеевна Никольская — доктор психологических наук, профессор, заведующая Лаборатории содержания и методов коррекционного обучения детей с эмоциональными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», г. Москва — Прим. Ред.) и ее коллегами, лежит понимание аутизма как нарушения развития системы эмоциональных смыслов, организующих сознание и поведение ребенка. Методы коррекционной работы направлены, в первую очередь, на то, чтобы вовлечь аутичного ребенка в совместное переживание, что позволяет постепенно перейти к эмоционально осмысленному взаимодействию.
В рамках ЭСП развиваются и необходимые аутичному ребенку бытовые и социальные навыки. Однако формирование навыков не является самоценной задачей, оно встраивается в различные виды совместной со взрослым деятельности — игровой, учебной, бытового взаимодействия. Такой подход позволяет добиваться осмысленного усвоения навыков и их осознанного использования в разных условиях и житейских ситуациях.
В основе ЭСП, как и любого развивающего подхода, — знание о нормальном детском развитии и стремление приблизить аутичного ребенка к его дороге.
У нас есть стратегия и перспектива на будущее: мы хотим, чтобы через какое-то время у ребенка появились те же интересы, естественные эмоциональные реакции, в том числе привязанность к маме, что и у обычных детей.
Вовлеченность в эмоциональный контакт, в человеческие отношения, прежде всего, с близкими людьми «запускают» развитие ребенка. А эмоции окружающих, способность «заражения» этими эмоциями, интерес к лицу, чувствам, действиям другого человека это развитие стимулируют.
Ведущая деятельность в развитии дошкольника — игра. Это верно и для ребенка с РАС, поэтому мы используем именно этот инструмент. Ведь сюжетная игра моделирует и прокручивает ситуации его жизни — поход к врачу, в магазин, поездка к бабушке.
Но вопрос в том, как вовлечь в игру ребенка с аутизмом, ведь это не обычный ребенок, который охотно идет на взаимодействие и может включиться в сюжет, предложенный взрослым. Ребенок с РАС не пытается его проигрывать, ведь у него нет интереса к людям, понимания социальных ситуаций, способностей различать эмоции и выражать их. Как сделать так, чтобы он захотел играть со взрослым, как и во что с ним играть, чтобы игра стала двигателем его психического развития?
Это действительно интересный вопрос. Что представляет собой занятие в логике ЭСП?
В нашей игровой много привлекательных для ребенка «стимулов» — самых разных предметов, — и для несведущего человека, особенно в самом начале работы, на занятии происходит нечто странное: психолог ползает за ребенком, озвучивает его действия, пытается придать хоть какой-то смысл тому, что происходит, особо ни на чем не настаивая, не втягивая его нарочно ни в какие заранее заготовленные игры, потакает всем его устремлениям, подхватывает его вокализации.
Контакт лицом к лицу — одна из первых целей нашего взаимодействия. Мы «пристраиваемся лицом» к ребенку во всех случаях, когда можем это сделать. Для этого мы иногда еще используем туристический коврик: сворачиваем в трубу, приставляем к лицу, и заглядываем через него. «Играем лицом» и «играем голосом», привлекая к себе внимание ребенка, развивая его эмоциональную выносливость и умение подражать, ведь дети с РАС совсем не подражают, и чем глубже аутизм, тем хуже развит этот навык.
В занятиях мы стараемся задействовать маму и папу. В долгом процессе терапии аутизма родители становятся нашими со-терапевтами, и то, что происходит раз-два в неделю на занятии, дома происходит ежедневно.
Они играют с ребенком в потешковые игры, поют песни, удерживают его внимание на себе, «заражают» своими эмоциями. Задача этих и многих других приемов работы — заинтересовать малыша лицом, мимикой, эмоцией, вызвать непроизвольное, а затем и вполне осознанное подражание, в том числе — речевое. У нас есть приемы, которые способствуют растормаживанию речи: паузы, подражания, подхватывание за ребенком. А позднее, когда он начинает говорить, речь встраивается в игру и двигается за счет сюжета.
Мы работаем и с его аутостимуляциями. Выбираем из них те, которые можно обыграть. Например, если он пришел, прямо на входе остановился и хлопает дверью, я встану с другой стороны и начну играть в «Ку-ку» или «Тук-тук, кто там живет». Дальше подключу игрушки, они тоже примут участие в игре. И велик шанс, что придя в следующий раз, он будет уже сам говорить мне «ку-ку», и мы разовьем игру дальше.
Таким образом, я превратила его механическую аутостимуляцию, настроенную на сенсорные впечатления, во взаимодействие, и дала ему игровой смысл. И с этого мы начинаем всякий раз.
Задача работы в рамках ЭСП — при помощи специально устроенной игры, совместного сюжетного рисования, особой системы домашнего воспитания и других разработанных нами методов провести ребенка по всем необходимым этапам эмоционального развития, которые он в раннем возрасте пропустил, потому что был слишком сензитивным, слишком разлаженным, и развивался вне контакта.
Это позволяет приблизиться к пути нормального развития, ведь когда ему станут интересны другие люди и то, что происходит в его собственной жизни, навыки будут формироваться примерно так же, как у обычных детей.
Тогда в результате мы увидим заинтересованного в коммуникации человека, который во взаимодействии с другими людьми получает поддержку, успокоение, удовольствие и постепенно переходит с аутостимуляции на обычные способы защиты и регуляции тонуса.
Правда ли, что число детей с РАС растет? Почему это происходит?
Общественными организациями распространяются данные Центра по контролю и профилактике заболеваний США о том, что среди детей, родившихся в 2002 году, каждый 68-й имеет РАС. Специалисты относятся к этим данным с осторожностью, поскольку они получены поставщиками образовательных услуг с помощью рассылки анкет родителям.
Более взвешенные данные приводят британские исследователи: суммируя число тяжелых и более легких форм РАС они говорят примерно об 1 аутичном из 100 детей. Эти данные поддерживаются сведениями о взрослых британцах (1% имеет аутизм), поэтому предполагается, что и среди школьников 1-2% детей имеют разные формы РАС. Статистически достоверной информации о числе детей этой категории в нашей стране нет.
А ответ на вопрос о том, почему растет число таких детей, мы надеемся получить от генетиков. Но, несмотря на очевидные биологические причины аутистического расстройства, мы точно знаем, что «помощь средствами образования» работает.
Спецпроект «Расстройства аутистического спектра»
- Что делать, если вы подозреваете у ребенка серьезный диагноз? История мамы девочки с ранним аутизмом
- «Аутизм — это не проблемы в общении». Как растить ребёнка с РАС
- «Однажды я перестала накручивать себя и доказывать кому-то, что мой ребенок — обычный»
- «Я не считаю аутизм приговором». Интервью с детским неврологом
- «Благодаря аутизму сына я стала жить той жизнью, которой всегда хотела»
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий