По поводу балерин существует множество популярных стереотипов: и едят они как дюймовочки — одно зернышко в день, и репетируют до седьмого пота, детей у них не бывает, и стать балериной может не каждый. Об этих стереотипах мы поговорили с Лилией Скрипкиной — артисткой театра «Балет Москва», призером Международного конкурса артистов балета «Танцолимп» в Берлине, балетмейстером и также молодой мамой.

Существует распространённое мнение — у балерин не бывает детей. Как вы решились стать мамой?

Мне кажется, нет детей у ведущих балерин, которые дорожат своей карьерой и живут только балетом. Но ближе к пенсии, они, скорее всего, понимают, что были не правы.

Я не ведущая солистка театра, но танцевала во всех балетах из нашего репертуара. Я просто захотела ребенка, и муж меня поддержал. Да и сама понимала, что легче восстановится после родов до 30 лет.

С какого срока вы ушли в декретный отпуск, и продолжали ли занятия самостоятельно? 

В декретный отпуск я ушла сразу, так как врач не разрешила мне работать. Но я занималась до 5 месяца включительно: это были те упражнения у станка и на коврике, которые мне разрешали выполнять.

Не скучали ли по сцене в декрете, и как скоро вернулись к репетициям?
В декрете я совершенно не скучала по сцене, а наоборот — отдыхала физически и морально. Начала тосковать по театру, когда ребенку исполнилось 8 или 9 месяцев.

© Фотография из личного архива Лилии Скрипкиной

Есть ли разница между «до» и «после» декрета? Было ли такое на первых репетициях, что и нога не поднимается, и спина не гнется?

Начала я заниматься только через 4 месяца после родов — также по показаниям врача. 

Это было очень тяжело: вся растяжка ушла, «выворотность» тоже, а спина просто не гнулась. Постепенно, занимаясь раз или два в неделю (потому что времени не было вообще), тело приходило в порядок. Мышцы и связки все вспомнили. Но этого я не могу сказать о спине — она до сих пор гнется с трудом.

Пока я официально не вышла из отпуска по уходу за ребенком. Но, конечно, разница видна. После обычного ежедневного урока классического танца все болит. Вращение нужно восстанавливать заново, силу в ногах и руках.

Проблемы со спиной — это только ваш случай?

Нет, у кого я спрашивала — у всех так. Для меня этот момент был шоком. Я пришла в балет из художественной гимнастики и у меня никогда не было таких проблем со спиной.

© Фотография из личного архива Лилии Скрипкиной

Как вы восстанавливались? Соблюдали ли диету, чтобы сбросить вес, набранный во время беременности? И вообще — «диета балерин» — миф или реальность?

Во время беременности я поправилась на 12 кг. Но я считаю, что это немного. Специально я не худела — все ушло само. Даже больше, чем нужно. До беременности я была 46-47 кг, перед родами 59 кг, а через 4 месяца уже весила 45 кг.

На счет «особой диеты» — это кому как повезет. Некоторые едят все и остаются в форме, или даже худеют, некоторые — наоборот.

Мне повезло в этом плане: ем что хочу и когда хочу. Все сбрасывается само от интенсивной нагрузки на работе, да и с малышом особо нет времени «пировать».

© Фотография из личного архива Лилии Скрипкиной

Вы артистка «Балета Москва». Это один из самых известных хореографических театров в России. Существует мнение, что современные постановки по сравнению с классикой балетного искусства — просто ерунда. И к современным танцовщикам не выдвигают таких серьезных требований, как танцовщикам классическим. 

Я работаю в этом театре почти 8 лет, но последний сезон по объективным причинам пропустила.

Наш театр особенный, есть две труппы — классическая и современная. Я работаю в классической, изначально под руководством Николая Басина. У нас были балеты классического наследия, а после смены руководства мы перешли на эксклюзивные балеты, поставленные специально на нашу труппу.

Не думаю, что по сравнению с «классикой» современная хореография — это ерунда — хорошие современные балеты отнимают не меньше сил. Особенно, если на ногах пуанты. Конечно, современная пластика очень хорошо смотрится на артистах классического балета. Так как у них и стопы «воспитанные», колени дотянуты, где нужно, красивые кисти рук. Поэтому не скажу, что современную хореографию может качественно преподнести любой человек.

Но мне не нравятся балеты без декораций и костюмов, без идеи и сюжета. На мой взгляд, это действительно «танцульки», даже если исполнители божественно двигаются.

Вы не только артист балета, но и педагог-балетмейстер. Расскажите о своей преподавательской деятельности.

После хореографического училища я закончила бакалавриат ГИТИСа по направлению «педагог-балетмейстер» и магистратуру с отличием. Причем диссертацию пришлось писать с животом, а защищать уже с трехмесячным ребенком. 

Я преподаю уже 7 лет: веду хореографию у художественных гимнасток в школе Олимпийского резерва, а с прошлого сезона и у фигуристов. Это мне очень помогает восстанавливаться: я стараюсь показывать все детям в «полную ногу», и, получается, тренируюсь и сама.

© Фотография из личного архива Лилии Скрипкиной

Ваш сын сейчас совсем малыш, но что, если он, в будущем, скажет вам, что тоже хочет стать танцовщиком? Какие советы вы сможете ему дать? Или, наоборот, будете отговаривать?

Поскольку семья у нас танцевальная (мой муж танцует в ансамбле народного танца), я не удивлюсь, если у сына проснется желание профессионально учиться танцу. Отговаривать я его не буду: не скажу, что я не счастлива в этой профессии. 

Что вы можете посоветовать родителям как мама и как балерина: с какого возраста стоит отдавать ребенка в балет, какие качества у ребенка должны быть, да и стоит ли это того?

В балетное училище принимают в 11 лет, обучение идет 8 лет. До этого возраста, года в 4, можно начинать заниматься растяжкой и ритмикой. 

Главные качества для будущего танцовщика или танцовщицы: «выворотность» суставов, гибкость, координация, при приеме смотрят и на пропорции тела. Но самое главное — это трудолюбие. Профессия артиста балета — это когда трудолюбие стоит на первом месте.

Получается, старательного ребенка, но без должных «балетных» качеств могут и не принять в училище? Или сейчас критерии не такие строгие?

Могут и не принять. Или принять с условием: если после первого полугодия не будет успехов — отчислят. Трудолюбивый ученик может добиться улучшения всех критериев, которые ему предъявляют. Это будут не природные качества, а наработанные.

Я сама пришла в хореографическое училище из художественной гимнастики. У меня была хорошая растяжка и гибкость, но пришлось переучиваться «держать» ноги другими мышцами.

Сейчас в училище приходят подготовленные дети: либо из студий гимнастики, либо ходят на подготовку при училище.

© Фотография из личного архива Лилии Скрипкиной

Возможна ли карьера в балете человеку «с улицы», без «династийности»? И является ли династия в данном случае помощью? Или все зависит от человека?

Конечно, это возможно. «Династийность» не играет никакой роли, кроме возможных связей. 

Удается ли вам совмещать материнство и свой график? 

В этом плане мне повезло: у нас есть две бабушки, дедушка, две сестры и брат. Малыша есть с кем оставить. Безусловно, мне важнее ребенок, а не работа. Я уже и не помню, как это — жить без него.

Какой спектакль вашего театра вы бы обязательно показали своему сыну? 
Я бы с удовольствием показала своему малышу, да и всем детям, спектакли Генриха Майорова: «Белоснежка и семь гномов» и «Чиполлино». 

Интервью с еще одной творческой мамой — цирковой артисткой Ектатериной Шустовой — можно прочесть здесь.



Читать дальше