Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко дала задание сенаторам подготовить статистику и доклад для принятия закона о домашнем насилии.
Чиновница поручила подготовить базу для проекта вице-спикеру Галине Кареловой и главе комитета по конституционному законодательству Андрею Клишасу. Она заметила, что сейчас нет адекватной статистики такого рода происшествий: у полиции «картина слабая или ее вовсе нет», и разительно отличаются данные общественных активистов.
Кроме того, Валентина Матвиенко попросила подключиться уполномоченного по правам человека РФ Татьяну Москалькову.
«Давайте совместно сделаем такой хороший доклад и предложения по усилению законодательства в этой сфере. (…) Давайте со всем этим разберемся и сделаем хорошее нужное дело по защите женщин от семейного бытового насилия».
В прошлом году Уполномоченный по правам человека Москалькова назвала декриминализацию домашнего насилия ошибкой, а в год принятия закона выступала с докладом против таких изменений.
Одним из недавних резонансных флешмобов в поддержку принятия закона о домашнем насилии стала инициатива общественной активистки Алены Поповой с хэштегом #Янехотелаумирать. Десятки блогеров подхватили ее начинание и выложили свои фотографии с гримом под побои в сети с текстами о том, что они думают о текущей ситуации в стране и как надо ее менять. В инстаграме даже появилась соответствующая маска для сторис.
Комментирует юрист по гражданским делам из Москвы Мадина Сюняева: «Последняя громкая история с сестрами Хачатурян, убившими отца, заставила многих содрогнуться и понять весь ужас домашнего насилия.
Мне даже не нужно далеко ходить за статистикой. Каждая вторая женщина, которая обращается ко мне как юристу по семейным делам, является жертвой домашнего насилия, кстати, далеко не всегда физического. Психологическое насилие, так называемый абьюз, сегодня не менее распространенное явление. И мне кажется, разрабатывая закон о домашнем насилии, необходимо обязательно учитывать и данную проблематику.
Конечно, работать над противодействием домашнему насилию надо не только жесткими законодательными мерами. Данные меры должны быть введены на уровне государства.
Посмотрите, как сейчас распространяют информацию о традиционных ценностях. Государство сделало это приоритетом. Детям с младших классов рассказывают о религии и традициях народов России. Это все, конечно, здорово. Но, мне кажется, что рассказывать детям с самого младшего возраста надо именно об уважении личности вне зависимости от пола. Об уважении к желаниями другого человека, будь он твой сосед по парте, друг, подруга, партнер по жизни. Мне очень хочется, чтобы подобный закон был принят, но при этом работа над запретом насилия велась на государственном уровне во всех сферах жизни общества».
Агрессию по отношению к домочадцам перенесли из зоны уголовной ответственности в административную в 2017 году. Целью власти назвали усиление позиций семьи в обществе и сохранение традиционных ценностей. Так, за побои (особенно если они случились впервые) насильник получит предписание выплатить штраф (5-30 тыс. руб.) или будет обязан трудиться на общественных работах (до 240 часов). Однако, как замечают правозащитники, этот способ неэффективен — ведь финансовые тяготы лягут на всю семью. А чтобы «дать делу уголовный ход», пострадавшему человеку необходимо пройти ряд бюрократических процедур, подать заявление, снять побои, найти адвоката.
Во многих странах сегодня домашнее насилие выделено в отдельный вид правонарушений. Это позволяет не только наказать преступника, но и выводит проблему за рамки нормы, позволяет обезопасить жертву и защитить от общественного порицания. Дает возможность получить медицинскую и психологическую помощь.
Пример работающего закона — ювенальная юстиция во Франции. А в США обидчику могут запретить приближаться к жертве, а также обязать пройти курсы под контролем психиатра или носить специальный датчик.
О том, каково жить с домашним тираном в России, рассказали героини нашего материала.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий