Кризисы сопровождают развитие человека в целом и ребёнка — в частности. Бывают кризисы рождения, 1 года, 3-х лет, 7-ми лет, подростковый кризис. Каждый из них характеризуется изменением поведения.
Это легко понять, если представить семью как развивающуюся систему, в которой происходят определенные процессы. Родившись в семье, ребенок, с одной стороны, становится участником внешних процессов, а с другой стороны, претерпевает внутренние изменения своего организма и сознания. Таким образом, на него воздействуют две силы: одна — извне, вторая — изнутри.
Как и любая система, семья живёт по двум законам — стабильности и развития. Оба они необходимы. Если бы не было закона стабильности, система превратилась бы в хаос. Если бы не было закона развития, система стояла бы на одном месте и никуда не двигалась. Но развитие — это переход от одного вида функционирования к другому, обусловленный накоплением определенной информации или опыта. Переходный момент и является кризисом. Таким образом, в семье ребёнок представляет собой силу развития, а родители — силу стабильности. И когда случается кризис, родители часто не могут осознать, что ребёнок перешёл на новый уровень развития и теперь от них требуется иное поведение.