В дошкольный период ребёнок очень многому учится: родному языку, социальным нормам и правилам. Именно в это время в его сознании формируются предпосылки будущей профессии. Поэтому очень важно давать ему попробовать себя в разных занятиях и сферах. В этот период малыш считает себя центром мироздания. У него нет внутренних ограничений, страха ошибки или неудачи, он не соотносит амбиции с возможностями. В связи с этим у него высвобождается огромное количество энергии, которая направлена на изучение окружающего мира.
Важно не тормозить это желание, но при этом грамотно расставлять границы. Если всё время во всём отказывать ребёнку, у него сложится впечатление, что непринятие действия направлено не на действие, а на него самого. Это нанесёт большой ущерб самооценке и отдалит родителей от малыша. В то же время, в этом возрасте ребёнок прощупывает границы, старается понять, что хорошо, а что — плохо. Поэтому полная свобода действий приведёт к фрустрации и нежеланию вообще чего-либо добиваться.
Ребёнок должен осознавать, что определённые действия приводят к определённым последствиям. Поэтому, если он что-то разбил по случайности или из любопытства, нужно совместно ликвидировать последствия и объяснить, что так делать — плохо. Это и будет теми самыми границами, которые ищет малыш.
В 3 года ребёнок пытается всё делать самостоятельно. Поэтому, когда допустимо, давайте ему возможность утолить потребность в самостоятельности и подражании поведению взрослых. К примеру, можно попросить его нажать кнопку лифта или принести зазвонивший телефон, а после поощрить его старания. Высший пилотаж родителя заключается в том, чтобы уметь правильно поощрять малейшие намёки на то, что ребёнок адекватно ситуации пытается что-то сделать сам и в какой-то момент оказывать ему помощь, от которой он уже не откажется. Таким образом, малыш видит интерес родителя к тому, что он пытается делать, преодолевает трудности.