Почти у каждого советского и пост-советского ребенка есть фотография: он читает стихотворение на табуретке, рядом — довольный родитель. И почему-то немногие задаются вопросом: а нормально ли это? И хотел ли ребенок на эту самую табуретку? Как развивать способности ребенка, не навредив нежной детской психике, мы расспросили детского психолога и педагога Анастасию Перминову.

1. Не путайте свои амбиции с интересами ребенка 

«Если родителям свойственно выбирать за ребенка хобби и секции, это говорит об их нереализованных амбициях. Всё просто: оставьте ребенку выбор и помогайте ему учиться этот выбор делать», — рассказывает Анастасия Перминова. 

Что делать, если хочется, чтобы ребенок изучал все и сразу? Развиваться самим. Грезите 7 языками — выучите вначале сами парочку. Умиляетесь игре на скрипке — одолейте несколько гамм. Интересное для родителей дело вдвойне увлекательнее для детей.

«Меня в детстве почти силком отправляли на скрипку. Да, умею играть, но берусь без интереса. А интерес для ребенка гораздо важнее умения, тем более столь специфичного, — говорит Анастасия. 

2. Не сравнивайте предыдущие поколения и это 

За последние 50 лет цели и постулаты детского развития и образования в обществе несколько раз сильно менялись. 

«В середине 20-го века задачей обучения было получать выпускников в меру умных, трудолюбивых, честных и патриотичных, — говорит Анастасия. Затем росло наше поколение — будем честны, на дворовых играх, почти без развивашек и репетиторов. В начале нулевых с появлением стабильности и интернета в моду вошли бесконечные дополнительные развивающие занятия — на любой вкус и кошелек. В последние годы родители хотят создать ребенку интеллектуальный фундамент: подразумевая, что они вложат в ребенка максимум — а дальше будет его выход». 

Опасность сегодняшней тенденции в том, что зачастую не учитывается возраст ребенка и особенности его эмоционально-волевой сферы. В итоге мы получаем детей с тревожными расстройствами, фобиями, нарушениями психики — но все это, да, — на фоне высокого уровня интеллекта. 

Другая крайность — не заниматься с детьми вообще, уверяя себя, что мы «как-то выросли», а значит, и с нашими детьми все будет в порядке. Не стоит равнять сегодняшних детей с прошлыми поколениями. Если сегодня у вас есть возможность поддержать интересы и способности ребенка, это здорово, и нужно это делать. При этом не стоит воспринимать все, что связано с развитием, как панацею. Учитесь чувствовать ребенка — без оглядки на опыт воспитания наших мам, бабушек и соседей.

3. Не перегружайте

Для ребенка младше двух лет нет ничего важнее, чем любовь и забота мамы — она помогает сформировать доверие к миру и чувство позитивной уверенности. Чаще обнимать ребенка и делать что-то вместе в этом возрасте важнее, чем водить малыша на кружки раннего развития.

Что касается детей старше 2-х лет, здесь тоже нужно понимать, «подъемен» ли конкретный тип нагрузки для вашего ребенка. Если во время занятия или после него учащаются истерики, у ребенка ухудшается сон, нарушается аппетит, возникает спонтанное агрессивное поведение — возможно, детская психика пока не готова. Основной критерий правильности выбора типа нагрузки — ребенок занимается чем бы то ни было с радостью. 

4. Обучайте в игровом формате

Почему игровое обучение самое эффективное? Ребенку легче познавать мир через игру — так он постоянно находится в поиске ответа на вопрос «А что, если?» 

Игровой формат дает ребенку значительно больше, чем это кажется на первый взгляд: помимо развития познавательной деятельности, ребенок обогащает свои представления о мире, учится выстраивать коммуникацию, формирует культурное поведение, развивает эмоциональную сферу и тренирует мелкую моторику. 

Все, что стоит делать родителю, — позволять ребенку познавать мир: дать ему свободу движений, разрешать принимать участие в домашних делах (даже если это участие носит разрушительный характер) и минимизировать количество запретов.

Разумеется, родителям при этом важно заботиться о безопасности маленького человека: он должен знать, что существуют однозначные «нельзя» — это, например, розетки и провода в доме, проезжая часть или чужие вещи, взятые без спроса. 

5. Выбирайте правильные игрушки 

Есть несколько лайфхаков, как найти игрушку, которая и разовьет, и заинтересует. 

  • «В детском магазине выбирайте так, чтобы покупка задействовала несколько сфер развития: например, речь и мелкую моторику, память и слух, мышление и творчество», — рассказывает Анастасия. 
  • Ограничьте потребление. Дайте ребенку немного времени, и, скорее всего, большую часть товаров, взятых с полок, он положит обратно. «Совсем маленькие дети могут воспринимать магазины как большие игровые. Потому не полагайтесь полностью на сиюминутный выбор». 
  • Обратите внимание на то, что ребенок любит делать. И учтите: для детей нет особой разницы, сколько стоит та или иная вещь. 
  • Не стоит отбирать интересные малышу крышки от детского питания, заменяя их чем-то купленным, если ребенку было интересно. Лучше найдите в сети развивашку из крышек. Конечно, всегда стоит учитывать безопасность.
  • «Еще один совет — договаривайтесь о полезных подарках с родственниками и друзьями. Очень часто, приходя к детям, я вижу море игрушек — заброшенные и густо покрытые пылью корзины, — рассказывает Анастасия, — ребенку с ними не интересно. А со списком родителей подарки станут полезными».

Как понять, полезна ли игра или игрушка:

  • Ребенок выбрал ее сам или проявил живой интерес, когда предложили.
  • Ребенок играет без дополнительных стимулов 5 и более минут.
  • После игры нервная система не перегружена.
  • Многофункциональность. Идеальный предмет, например, «мяч» — его можно обнять, бросить, поймать, он удобный и не тяжелый, яркий и с ним есть бессчетное количество игр.
  • Ребенок доволен результатом и у него получается.
  • Игрушка растет вместе с ребенком (эволюционирует, обретая новые роли в игре).
  • Ребенок уравновешен и доволен.

6. Не устраивайте гонку за результатом — в любой игре желания ребенка первостепенны

Суть игрового познания — в процессе, а не в результате. Иногда, забывая это, мы требуем от ребенка слишком многого и лишаем его интереса к игре. 

Мы делаем это, например, вопросами — «зачем ты сломал башню, разбросал игрушки, кидаешь это?», или требованиями — «будь аккуратнее, не ломай, давай закончим что начали», или публичными демонстрациями — «покажи тёте, где птичка, а где кошечка, скажи, как тебя зовут и сколько тебе лет». 

Ребенок может стесняться, злиться — да просто не хотеть что-то делать, как и взрослый. Помните, что это его право. 

7. Не забывайте про зону ближайшего развития

У любого растущего человека есть то, что он сам уже неплохо умеет, и то, чему вот-вот научится. Это «вот-вот» и есть зона ближайшего развития. 
Почти бессмысленно учить читать двухлетку — разумеется, если ваш ребенок сам не проявляет активного интереса к чтению. Зона ближайшего развития — это то, в чем взрослый может оказать корректную поддержку, при этом позволить ребенку делать ошибки и добиваться результата самостоятельно. 

Стоит учесть, что взрослые и дети не всегда понимают под успехом и результатом одно и то же. Для кого-то это съесть все пальчиковые краски и измазать шкаф, для другого — аккуратно обвести контур в раскраске.

8. Помните про язык любви вашего ребенка 

Каждый из нас выражает и воспринимает любовь по-разному. Изучить язык любви ребенка важно для того, чтобы правильно доносить до него простую идею: он любим и нужен. 

Например, далеко не каждый ребенок нуждается в частых объятиях и прикосновениях — так бывает, это просто не его язык любви. Но такому ребенку важно слышать от взрослого слова поддержки — потому что именно так он «считывает» любовь родителя. И если ребенок не слышит этих слов, он чувствует себя нелюбимым и — зачастую — бунтует.



Эксперты: Анастасия Перминова

Читать дальше