«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…», «Мы с Тамарой ходим Парой, санитары мы с Тамарой…», «Вот так с первого свиданья начинаются страданья…» — эти строчки, без преувеличения, знакомы каждому. Сборники стихов детской писательницы Агнии Барто есть на полках в каждой детской и школьной библиотеке, в любой российской семье. О творческом пути детской писательницы — в нашей сегодняшней статье.
Поэтесса-танцовщица
Московский врач-ветеринар Лев Волов слыл настоящим знатоком искусства: в его доме каждую неделю проводились литературные вечера, его дети были на домашнем обучении, которым руководил он сам. Лев Волов был заядлым театралом, тонким ценителем оперы и настоящим поклонником балета. Любовь к балету была так сильна, что свою дочь Агнию он видел только великой танцовщицей. Агния отцу перечить не смела и без особого удовольствия ходила в балетный класс знаменитой танцовщицы и педагога Лидии Нелидовой. Там она познакомилась с ее племянником, Павлом Барто. Молодых людей объединила одна общая страсть — поэзия. Они писали сами, посещали литературные собрания, и, конечно же, мечтали стать великими поэтами.
Агния Барто в балетной труппе
В 1924 году Агния Волова оканчивает балетное училище и на выпускном балу вдохновенно читает свое собственное произведение «Похоронный марш» под музыку Шопена. Присутствовавший в зале нарком просвещения Луначарский отметил талант не танцовщицы, но поэтессы Воловой, однако посоветовал ей в будущем писать веселые и легкие стихи. Агния не придала этому значения, и, воплощая мечту своего отца, поступила на службу в балетную труппу. Через год труппа была вынуждена эмигрировать, а отец не смог отпустить любимую дочь за границу.
Агния вышла замуж за Павла Барто, вместе они написали несколько веселых стихотворений, и уже в 1926 были опубликованы ее первые произведения. В браке с Павлом Барто родился сын Эдгар (Гарик), но семьи Барто не стало через шесть лет — они развелись. Расставались очень тяжело, и Павел был против того, чтобы бывшая жена оставляла его фамилию. Однако Агния поступила по-своему, и вошла под этой фамилией в историю советской литературы.
О популярности и бесстрашии
Молодую поэтессу отметил Корней Чуковский, признав ее выдающийся талант. Первая огромная популярность свалилась, как снег на голову, в 1936 году — когда была издана книга миниатюр «Игрушки». Пожалуй, с этого момента стихи про мишку без лапы, лошадку и бычка знают все дети постсоветского пространства. Так для Барто были открыты все двери — в 1937 году она в составе советской делегации присутствовала на Международном конгрессе в защиту искусства, который проходил в раздираемой гражданской войной Испании. Под почти не прекращающейся бомбежкой советская поэтесса Агния Барто бесстрашно отправилась в магазин, чтобы купить себе кастаньеты. Писатель Алексей Толстой тогда посоветовал ей прикупить еще и веер — им удобнее отмахиваться от самолетов.
Однажды она запросто отправилась в Париж за… писчей бумагой. Негоже советскому литератору писать непонятно на чем. Однако ни своего кабинета с резной дубовой мебелью, ни учтивой домработницы, ни личного секретаря у Барто никогда не было.
Кроме стихов «главная детская писательница Советского Союза» была и талантливым сценаристом: по ее сценариям сняты фильмы «Подкидыш» и «Алеша Птицын вырабатывает характер».
О политических передрягах
В 1930-е годы Советский Союз охватила «охота на ведьм»: доносы, громкие уголовные дела, ссылки и расстрелы — все искали врагов социализма. Не осталась в стороне и литература: с размахом развернулся процесс «За действительно советскую детскую книгу». Этот процесс начал травлю известнейших детских писателей, таких как С.Я Маршак и К.И. Чуковский. «Вредными и несодержательными» произведениями назвала их книги и Агния Барто.
Как она говорила тогда, «подобные стишки, как у Маршака, можно писать хоть каждый день», а «благодаря» ее стараниям и Корней Чуковский (тот самый, что немногим раньше признавал ее талант) и его дочь Лидия были исключены из Союза писателей. Лидия Чуковская с горечью тогда отметила, что «Барто оказалась крайне способным человеком. Способным на все». Возможно, это просто обида дочери за отца, и, возможно, у Барто, учитывая реалии времени, не было возможности не участвовать в этой травле. Но факт остается фактом: Агния Барто осуждала и требовала запретить публикацию народных сказок, называя их «вредными» для советского ребенка.
Начавшаяся Великая Отечественная война вынудила Агнию Барто последовать с детьми в эвакуацию вслед за мужем — ее второй супруг, Андрей Щегляев, был известным ученым-энергетиком, членом-корреспондентом Академии Наук.
О важности детства
В эвакуации в Свердловске Барто оказалась без своего источника вдохновения — московских ребят, которых она действительно искренне любила. Барто, участвовавшая в гонениях на таких мэтров детской литературы, как Маршак и Чуковский, искренне считала, что «детям нужна вся гамма чувств, рождающая человечность». Получившая прекрасное образование, она всякий раз говорила о важности доступного обучения для детей. Постоянно общаясь с детьми, будь то друзьями своих сына и дочери, воспитанниками интернатов, или просто детворой, играющей во дворе, писательница подчеркивала: любой ребенок — это уже личность с богатейшим внутренним миром, который нужно ценить и оберегать. Ведь крайне важно родителям, воспитателям и учителям оставить человеку воспоминания о детстве, как о самом счастливом периоде жизни.
По совету своего знакомого, фольклориста Павла Бажова, знаменитого своими «Уральскими сказами», Агния Барто устроилась на работу на оборонный завод, обычным подмастерьем-токарем. Там она была окружена детьми и подростками, в годы войны работавшими на тяжелом производстве ради победы. Дети сначала приняли настороженно нового токаря, годящегося им в мамы. Но потом все подружились: ребята взяли над писательницей шефство, подсказывали ей во время рабочего процесса, делились мастерством и…своими секретами, мечтами. Барто, благодаря постоянному общению с детьми и подростками, много писала в эвакуации, а первую свою рабочую премию токаря отдала на строительство танка.
О смерти близких и помощи
5 мая 1945 года, уже в Москве, семью Агнии Барто постигло ужасное горе — сын Гарик, катаясь на велосипеде, буквально под окнами дома, на виду, попал под колеса грузовика и погиб. Для писательницы это было шоком — страх потерять кого-то из близких преследовал ее постоянно. Даже выросшая дочь Татьяна, уже будучи замужем и с детьми, жила вместе с Агнией Львовной: если та не видела родных какое-то время, не слышала их голоса — случалась настоящая истерика.
После Великой Отечественной войны Агния Барто всерьез занялась журналистикой: работая на радио «Маяк», она, зная, как тяжело терять близких, вела передачу «Найти человека». Более десяти лет она помогала людям найти своих родных, которых они потеряли во время войны, или хотя бы предоставить информацию о том, что их отец, сын или муж не предатель, а пал и был похоронен на поле боя. Она помогла тысячам граждан Советского Союза, распутывала даже самые сложные дела: например помогла найти семью человека, которому на момент войны было всего два года и единственное, что он помнил, было то, что жили они под Курском и калитка дома была синего цвета. Многие из этих историй войдут в книгу «Найти человека», а позже идея радиопередачи перекочует на телевидение, став основой таких программ как «Жди меня» и «Ищу тебя».
О добре и зле
В 1960 годах Агния Барто, по поручению КГБ, стала экспертом по делу писателей А.Синявского и Ю.Даниэля. Ознакомившись с материалами судебного процесса, писательница сообщила, что произведения этих литераторов — «антисоветчина» и заслуживают они «по всей строгости». Несмотря на давление и выступления общественных деятелей, писатели были арестованы и сосланы на семь лет.
Однажды на встрече писателей с Юрием Гагариным последний подошел к Агнии Львовне, крепко пожал ей руку и подарил автограф — рядом с нарисованным им самим мишкой. Так космонавт Гагарин выразил свою благодарность автору — ведь именно стих про мишку с оторванной лапой, по словам космонавта, заставил его впервые задуматься о добре и зле.
Агния Барто писала для детей и подростков, ее книги для многих стали по-настоящему знаковыми, «кирпичиками» в основании воспитания и моральных ценностей.
О другом персонаже мира детской литературы, который, к слову, не любил детей вовсе, можно прочесть здесь: Андерсен. Сказочник, который не любил детей.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий