Всем известно: Финляндия — это страна, где живут муми-тролли. Муми-тролль — это такой сказочный финн, спокойный, немного ворчливый, обожающий домашний уют и кофе. Рассказываем историю о Туве Янссон — неординарной женщине, которая создала любимого персонажа всех финских и не только детей, считала себя больше художником, чем писателем, нарисовала своего главного героя на стене в туалете, а конец жизни провела на почти необитаемом острове.
Ребенок, который начал рисовать раньше, чем говорить
Туве Янссон родилась, что называется, «с серебряной ложкой во рту» : ее отец, Виктор Янссон, был известным в Финляндии скульптором, мать, Сигне Хаммарштен, происходила из древнего шведского рода, давшего Швеции многих талантливых политических деятелей и представителей искусства.
Семья Янссон-Хаммарштен считалась в Хельсинки богемной: с детства Туве была окружена творчеством не только родителей, но и их друзей — представителей интеллектуальной элиты Финляндии. Надо сказать, что в семье Туве говорили исключительно на шведском — сказывалось не только шведское происхождение Сигне, но и то, что Виктор Янссон сам был из шведскоязычных финнов.
© cablook.com
Рисовать будущая писательница (однако, писательницей себя никогда не считавшая) начала, по воспоминаниям отца, раньше, чем говорить. Уже тогда Виктор Янссон, человек скупой на эмоции и похвалы, заметил, что старшая дочь будет талантливым художником.
С отцом и его родственниками у Туве отношения были напряженными: немногословный, вечно угрюмый, патриархальный отец был типичным финном. Как-то Туве в сердцах заметила в своем дневнике, что, вероятно, отец ненавидит всех женщин на земле, кроме ее самой и матери.
Сигне Янссон-Хаммарштен была полной противоположностью своему мужу: оптимизм, веселый характер, хозяйственность и признанный талант иллюстратора в матери всегда поражали и «подстегивали» Туве в ее творческих устремлениях.
Главной мечтой ее юности было научиться работать так, как мать — ее мастерство художника было той вершиной, к которой она стремилась.
Да и со своей шведской родней Янссон проводила больше времени и с куда большим удовольствием: каждое лето она с братьями гостила у своей шведской бабушки недалеко от Стокгольма, в Блидё. Местечко это было настоящим райским уголком: уединенность, большой деревенский дом и морское побережье. Эту любовь к морю и стихии Туве пронесет через всю свою жизнь и наделит ею своих персонажей.
Как родился Снорк
Школу Туве бросила в 15 лет и уехала получать профильное образование в Швецию: общение со сверстниками не заладилось, на уроках она была невнимательна — вместо заданий учителя рисовала на полях тетради, на парте, да где угодно. Однако ее рисунки вызывали смех и недоумение как педагогов, так и одноклассников. Скорее всего, это была просто зависть — ведь, несмотря на юный возраст, Туве была довольно-таки известным иллюстратором — периодически она публиковалось в одном детском журнале, главный редактор которого был вхож в их семью. Особенно доставалось забавному существу по имени Снорк, похожему на маленького бегемотика. Однако именно этот Снорк, будущий Муми-тролль, не только прославит Янссон, но и станет одним из символов Финляндии.
Снорк родился на стенке деревенского туалета. Да, вот такая неромантичная история. Летний домик в Пеллинки, который арендовала семья, всегда был рад гостям. Это был настоящий интеллектуальный и творческий клуб: друзья родителей, писатели и художники с удовольствием и подолгу гостили там. Удобства в Пеллинки были на улице, стенки деревянного туалета были обклеены картоном, где любой желающий мог оставить свой автограф или в творческом порыве, нарисовать что-нибудь. Это был прообраз любой современной социальной сети, вполне в скандинавском духе. Однажды, Туве не нашла, что ответить на остроумное высказывание брата Ларса, и просто нарисовала ему в ответ забавное существо, похожее на пузатого бегемотика.
Истории о народе с большой душой
Конец 30-х-начало 40-х годов прошлого века было непростым и тревожным временем для всего мира. Финское руководство никак не могло решить, что лучше и выгодней: отстаивать национальную идентичность и интересы, или же «дружить» с европейскими фашистскими режимами. Потом, одна за другой, были войны с СССР, Вторая Мировая. Волна финского патриотизма родила понятие сису, ставшее основой финского национального характера.
Сису — это открытость, семейность, сплоченность и оптимизм. Именно такими получились муми-тролли, маленькие сказочные финны, истории о которых были написаны исключительно на шведском языке.
Шведский язык в Финляндии — второй государственный и говорят на нем не все, при этом он всегда считался языком финской элиты. Сама Янссон не считала себя финкой, и сегодня в биографиях писательницы можно найти довольно много информации про ее шведских родственников, в то время как про финна-отца нам известно буквально несколько фактов.
Туве Янссон в такое непростое время дала не только Финляндии, но и миру то, в чем так остро нуждались — веселые поучительные истории о маленьком народце с большой душой.
Муми-тролли (в прошлом снорки) частично взяты из шведского фольклора, это один из видов домовых, однако их характер стал полностью финским. Они добры, рассудительны, но иногда взбалмошны (как юный Муми-тролль) и легки на подъем. Однако в любом своем приключении и Муми-тролль, и его друзья не забывают о своем уютном доме в Муми-долине, и туда ведут все их дороги.
Янссон наделила своих персонажей чертами характера своих близких. Муми-мама, которая успевает делать все сразу, веселая, общительная и гостеприимная — это ее мать, Сигне. У Муми-мамы, как и у матери писательницы, всегда наготове кофейник и свежие булочки для нежданных гостей, главное для неё — чтобы все возвращались домой и чувствовали себя комфортно и уютно.
Вечно задумчивый и страдающий творческими кризисами и ощущением «лишнего человека», Муми-папа — её отец Виктор. Талантливый скульптор, автор множества городских композиций, он всегда был в тени своих более удачливых коллег. Однако Муми-папа склонен и к авантюризму — бросив всё, он отправляется в путешествие к морю, где и обретает себя.
«Тяга к морю, по всей видимости, составляет важнейшую черту характера муми-троллей», — задумчиво решает он. Зануду Снусмумрика, предпочитающего всему одиночество и зеленую шляпу, автор списала со своего близкого друга Атоса Виртанена, а вечно сомневающийся Сниф — это её брат Ларс. Сама писательница — это, конечно, Муми-тролль с его оптимизмом, любовью к приключениям и, конечно, к морю.
Больше, чем просто книги о приключениях
Но эти сказочные повести не только про приключения забавных существ. Они о чувстве патриотизма, о важности семейного очага.
Это истории о том, как важно и нужно быть собой, и как важно и нужно уважать окружающих, какими бы странными и непонятными они ни казались.
В них четко прослеживаются темы буддизма (которым была увлечена богема того времени, окружение Янссон), философии Канта (которого так любил брат Ларс и которого не очень жаловала Туве). Это медитативные путешествия к глубинам человеческой души, ведь в любом человеке, даже в таком ледяном существе, как Морра, можно найти что-то светлое и хорошее. Можно сказать, что Муми-тролли — идеальные жители Скандинавии, тот идеал к которому, скорее всего, неосознанно стремится современное скандинавское и финское общество.
Книги о муми-троллях стали хитами не только в родной Финляндии: так, например, книга «Шляпа волшебника» была переведена даже на фарси и тайский языки. Однако, кроме повестей о Муми-троллях (а всего их восемь), Янссон писала и книги для взрослых: это сборники рассказов «Путешествие налегке» и «Игрушечный дом».
Туве считала писательство развлечением, и ее несколько тяготил тот факт, что ее знают и любят как писателя, а не как художника. А между тем, до сих пор в Хельсинки и Южной Финляндии есть ряд ее работ, самая масштабная из которых — роспись стен и потолка в здании мэрии финской столицы.
© cablook.com
Все иллюстрации к историям про муми-троллей Туве делала сама, и они стали настолько популярны, что привлекли внимание американских продюсеров — те предложили публиковать в США комиксы про забавных северных существ. Янссон согласилась на выгодное коммерческое предложение, чем вызвала волну негодования в финской культурной среде — считали, что она слишком просто «продалась» американцам.
Однако Янссон это мало волновало — все авторские гонорары она вложила в покупку острова Кловахарун, где проводила большую часть своего времени с 1960-х годов вплоть до 1998 года. Комиксы же она вскоре доверила брату Ларсу, который быстро создал успешную бизнес-индустрию: сейчас Финляндия — это настоящий Муми-дол, можно найти все, что угодно с символикой муми-троллей, и это поистине самый узнаваемый национальный символ. Удивительно, что Муми-тролль до сих пор не красуется на флаге, или хотя бы гербе страны.
© artchive.ru
Невзирая на то, что Туве Янссон была одной из самых богатых женщин Финляндии, жила она скромно, по-скандинавски, предпочитая популярности и шумихе вокруг своих персонажей уединение на своем острове в Финском заливе. После ее смерти в 2001 году остров стал необитаем, периодически на Кловахарун приезжают экскурсии поклонников, но не художницы, а замечательной писательницы и философа Туве Янссон.
Читайте также истории жизни и творчества Астрид Линдгрен и Ганса Христиана Андерсена.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий