Беременность путём экстракорпорального оплодотворения — это огромная нагрузка на организм, прежде всего, в гормональном и в эмоциональном плане. Но случаи, когда в процессе подготовки к ЭКО удаётся забеременеть самостоятельно, нередки, и наши героини тому подтверждение.
«Я получала мощную гормональную поддержку. Возможно, она-то мне и была нужна»
Елизавета Стриженко, 36 лет: 6 лет безуспешного планирования, сделала 3 ЭКО.
Первого ребёнка, дочь, я родила в 18 лет. Забеременела в студенческие годы. Биологический папа, как часто бывает, сбежал сразу же, как только я сказала ему о своём интересном положении. Были мысли прервать беременность, но спасибо маме, которая отговорила, взяла всю нагрузку по уходу за внучкой на себя, а мне дала доучиться.
В 28-летнем возрасте, когда моей дочурке уже было десять лет, я вышла замуж. Была уверена, что рожу мужу сына, и что это всё будет легко и без проблем, как с дочерью. Но вот прошёл месяц, другой, полгода, год, и когда наше безрезультатное планирование стало подходить к двум годам, я отправилась по врачам.
Диагнозы всегда были разные: сначала не идеальные анализы, инфекции, эндометриоз. Когда на обследование отправился супруг, нашли проблемы и у него: слишком вялые малоподвижные сперматозоиды. Если подсчитать, сколько денег мы потратили на наше лечение в те годы, то, наверное, можно было уже купить хорошую машину. Еще два года походов к врачам, и мне диагностировали непроходимость труб.
Сначала я надеялась, что всё равно смогу сама забеременеть. Но время шло, а двух полосок на тесте так и не было.
Возраст давно перевалил за 30, а дочь превратилась в подростка. И тогда мы решились на ЭКО.
Попасть сразу в государственную очередь не получилось, и мы обратились платно.
В процессе подготовки к ЭКО женщина принимает препараты, которые блокируют работу яичников и гипофиза. Затем врач назначает гормоны, стимулирующие овуляцию и с помощью узи контролирует ситуацию. Затем, под наркозом, происходит забор материала (пункция). Изъятые яйцеклетки в пробирке совмещают с мужским материалом (сданным супругом пациентки). В зависимости от скорости деления, формы бластомеров и способности к имплантации пятидневные эмбрионы классифицируют на 4 класса. Класс «А» — отличного качества, «В» — хорошего, «С» — удовлетворительного, «D» — неудовлетворительного.
В ходе подготовки к моему ЭКО было отобрано 3 эмбриона, все — «хорошисты». Врач приняла решение подсаживать одного. Сказано-сделано. После процедуры я взяла больничный на работе и стала ждать. И вот на тесте проявилась вторая полоска. Сначала слабая. На следующий день ярче, затем ещё ярче. Я не верила своим глазам — получилось! Я была счастлива! Но недолго — на четвёртый день полоска начала тускнеть, ХГЧ оказался ничтожно мал — 44, и гормональная поддержка, назначенная врачом, не спасла: беременность оборвалась. Через три месяца мы попробовали ещё — подсадили оставшиеся эмбрионы, но в этот раз даже намёка на беременность не было.
Энтузиазм не угас, я была уверена, всё получится, и принялась собирать документы, чтобы попасть в бесплатный протокол. Третье ЭКО состоялось через год после второго, оно тоже оказалось безрезультатным.
В течение этого времени я несколько раз сдавала анализ на овариальный запас яйцеклеток, когда оценивается фолликулярный запас. Результаты были неутешительными: яйцеклеток в моем организме было достаточно для ЭКР, но всё же ничтожно мало для моего возраста. А стимуляция в процессе подготовке к ЭКО каждый раз значительно уменьшала его.
Я решила: ещё одно ЭКО сделаю — и хватит. В конце концов, у меня есть дочь, не такая уж и безысходная ситуация.
После третьего экстракорпорального оплодотворения я отпустила ситуацию, расслабилась: мы с мужем пили вино, занимались любовью, ни о чём не думали. Прошло два месяца, а цикл не наладился. У меня начались коричневые выделения, и я подумала: «Ну всё, сбила себе окончательно цикл гормонами». Пару недель помедлила, а потом отправилась к врачу со словами: «Кажется, ЭКО мне пошло явно не на пользу». «Почему же, уже 7-8 недель! А коричневые выделения — это гематома, подлечим», — констатировала врач, делая УЗИ. Я чуть не свалилась с кушетки от неожиданности: получается, через цикл после ЭКО я забеременела сама, к тому времени мы планировали уже целых шесть лет!
Сейчас моему сыну уже почти год, и я хочу сказать, что наверняка зачатию поспособствовало и ЭКО. Во-первых, мы тщательно пролечились с мужем, а во-вторых, я принимала препараты, выравнивающие эндометрий, и получала гормональную поддержку. Возможно, она-то мне и была нужна. Но всё же это не значит, что всем, у кого не получается, надо готовиться к ЭКО: негативных последствий тоже много.
«Я была настроена на беременность, а это главное»
Анна Синицына, 40 лет, 10 лет безуспешного планирования, 5 ЭКО
Мой муж старше меня на 15 лет. То есть когда я вышла замуж, мне было 25, а ему — 40. От первого брака у него уже было двое детей, но они жили с первой женой мужа, а мы хотели общих детей. К планированию беременности приступили сразу же, как только стали жить вместе. Сначала я шутила, что в первый год мало у кого получается. Потом стало не до шуток.
Шли годы, мне было под 30, супругу — почти 45, а дети не получались. Я обошла все возможные клиники. Ничего не находили. Врачи говорили о возможной генетической несовместимости, о проблемах типа повышенного гемостаза, анти ХГ, малого количества прогестерона. Между делом вздыхали: «Ну у вашего мужа уже и возраст малопродуктивный».
Я стала замыкаться в себе и переживать, а супруг — винить во всем себя. В общем, ситуация была нерадостная.
Программа «Бесплатное ЭКО» действует во всех регионах страны. Согласно закону, в неё могут войти пары, у которых нет общих детей, подтверждено бесплодие, возраст женщины — не более 47 лет, а индекс массы тела не превышает 29.
По возрасту мы могли попасть в бесплатную программу ЭКО, но у мужа свой бизнес, материально он обеспечен, и мы решили не тратить время и нервы на сбор документов и ожидание бесплатной очереди. Поэтому я обратилась в платную клинику. Первую процедуру я прошла, когда мне было уже 30 лет (то есть за спиной уже было пять лет попыток забеременеть). Результата от подсадки — ноль. Через пару месяцев попробовали подсадить криоматериал (наши замороженные после первой процедуры эмбрионы).
Подсаживали «отличников», и снова ничего. Я не отчаивалась, шла дальше. Тем более, врач очень поддерживала: анализы были более-менее, эндометрий в пределах нормы.
В следующие четыре года сделали ещё три ЭКО. Старались выдерживать паузы, чтобы восстановить гормональный фон, да и эмоционально нужны перерывы, чтобы отключиться и не думать об этом. Хотя не думать совсем не получалось.
Я вспоминаю то время, и мурашки по коже: вся интимная близость сводилась к тому, чтобы «сделать ребёнка», всё по часам, по дням, с высчитыванием овуляции, с ожиданием конца цикла. Это было ужасно!
Мне было уже почти 35, когда я начала готовиться к шестому ЭКО. Я начала сдавать анализы и проходить обследования. Врачу не понравился эндометрий, и она направила меня на лапароскопию. Сделать её мы с супругом решили через месяц, а пока слетать в отпуск. Вернувшись домой, я снова забежала к гинекологу на УЗИ, чтобы убедиться, что лапароскопия ещё нужна. И на приёме услышала то, что не ожидала: «Похоже на беременность! Сердце ещё не стучит, но да, эмбриончик, вот он!»
Я не могу описать счастье, которое испытала и испытываю до сих пор. Моему сыну уже четыре года, а дочке, которая появилась двумя годами позже, уже два. Кстати, второго ребёнка мы зачали тоже сами и с первого раза.
Помогло ли ЭКО? Конечно, я готовилась, ждала, я была настроена на беременность, а это главное. И к тому же, я четко следила за своим здоровьем и здоровьем супруга.
«При ЭКО врач берёт организм пациентки в свои руки и перенастраивает его. Мне эта перенастройка пошла на пользу»
Наталья Журавлёва, 33 года, три года планирования, ЭКО сделать не успела.
Моё бесплодие вообще ничто не предвещало. Муж на два года старше меня, ни абортов, ни выкидышей не было. У мамы двое детей, наследственность хорошая. Но, увы, всё не получалось. Через год после свадьбы я начала бить тревогу. Ходила к гинекологу, как к себе домой, часто и привычно. Год нас пытались стимулировать «Дюфастоном», «Яриной», «Клостилбегитом», потом вынесли диагноз «бесплодие» и поставили на учёт. Я не хотела ждать — боялась упустить время — и сама настаивала на ЭКО. Начала собирать документы.
Мужа тоже направили на обследование. И там у него обнаружилась проблема — антиспермальные антитела оказались выше нормы. Нужно было лечиться месяц, а то и больше. «После лечения вставайте на программу ЭКО!» — сказала врач. Мы согласились, а пока решили слетать и отдохнуть, ведь потом начнутся процедуры, и будет не до отпуска.
По возвращении домой я принялась ждать менструации, чтобы с новым циклом начать необходимые манипуляции. Но менструации не было. «Акклиматизация!» — подумала я и отложила визит к врачу на месяц. Но прошел месяц, а менструация так и не пришла. В голову закралась мысль, а вдруг это беременность? Но я не верила и не надеялась, если честно. Почему-то в тот момент я была уверена, без ЭКО мы не справимся. Я купила тест, и когда увидела две полоски, чуть не закричала от радости! А как же был рад муж!
Сейчас нашему малышу восемь месяцев, и я считаю, помогло именно то, что мы решились на ЭКО и стали лечиться. Видимо, проблема всё же крылась в муже, и сдача анализов и лечение помогли это исправить. А возможно, помогла моя стимуляция: при ЭКО врач берёт организм пациентки в свои руки и перенастраивает его. Мне эта перенастройка пошла на пользу.
Всем, кто не может зачать ребёнка, я желаю удачи, и хочу дать совет: не теряйте времени, действуйте! Возможно, причина совсем не страшная, надо только её исправить.
- Психология бесплодия: почему у здоровых пар не получается иметь детей
- «Старородящих» больше нет, но риск бесплодия с возрастом повышается
- Родить ребенка после семи кругов ада, или Почему я верю в чудеса
- «Первый раз все идут как в магазин за подарком». Истории мам о сложностях ЭКО
- «Гормоны не согласны с современной расстановкой приоритетов у женщин»
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий