В России не любят обобщать диагнозы. У нас дислексия стоит особняком, а неподалёку расположились дисграфия и дискалькуляция. Что представляют из себя расстройства с названиями как в сказке «Страна невыученных уроков» и как одержать победу в стычке с языковыми трудностями, расскажет логопед и мама восьмерых детей Ольга Иванова.
Дислексия отечественная и иностранная
В Европе, рассказывает Ольга, дислексия — это весь спектр проблем с освоением и использованием языковых и печатных символов. В то время как в России это именно детское расстройство, подразумевающее сложность в обучении алфавиту и чтению.
«Самая частая причина дислексии — это родовая травма, кислородное голодание малыша в родах, — рассказывает Ольга. Также влияет наследственность и некорректное обучение чтению в раннем детстве.
Когда родители заставляют ребенка читать против его воли, запугивают и используют другие запрещенные приемы, — у малыша включается защитная реакция, он упорно не хочет запоминать буквы и складывать их в слоги и слова».
Поэтому с обучением чтению нужно быть очень деликатными и строить процесс на основе игры.
Языковые центры и пространственное восприятие
Основная причина дислексии — это особенности развития центральной нервной системы, а также структур задних отделов левого полушария головного мозга. Согласно исследованиям, «зона чтения» возникает в веретенообразной извилине головного мозга. Она активна, когда человек учится читать. Но её связи с другими языковыми отделами, например, с анализаторами — зрительным, слуховым — формируются заранее. Ученые утверждают: до той поры, пока чтение не станет актуальным, возможно, эта зона эксплуатируется другими задачами.
У дислектиков могут проявляться интересные «суперспособности». Например, более совершенное пространственное и визуальное восприятие — к такому выводу пришли английские ученые. Исследователи объясняют это компенсаторными механизмами мозга.
Как узнать о проблеме
Ольга рассказывает: наиболее подвержены дислексии дети младшего школьного возраста. Среди главных «симптомов» ошибки, повторяющиеся раз от раза во время чтения, например, смешение звуков, чтение по буквам, аграмматизмы (неспособность сложить и воспринять предложение — считается, что у взрослых людей, страдающих аграмматизмами, есть повреждения головного мозга в районе сильвиевой борозды) и т.д.
Возможно говорить о дислексии и стоит проконсультироваться со специалистом, если ваш ребёнок:
- с трудом учится читать;
- не хочет читать вслух;
- не может освоить произношение;
- переставляет местами буквы в словах;
- не понимает текст, который читает;
- с трудом узнаёт известные слова;
- рядом пишет одно и то же слово по-разному;
- ошибается в орфографии и грамматике;
- не запоминает слова, номер телефона, результат игры.
Какая бывает дислексия
Дислексия делится на оптическую, фонематическую, аграмматическую и семантическую.
При оптической трудно запоминаются и смешиваются графически сходные буквы, например, «в» и «з», «т» и «г», «р» и «ь», «п» - «н» - «и».
Фонематическую дислексию характеризует недостаточное развитие системы фонем ребёнка. То есть ребёнок путает близкие по звучанию звуки, например, «ж» и «ш», «с» и «ш».
При аграмматической форме человек меняет (неправильно) окончания по падежам и числам, не может согласовать по родам, числу и падежу существительные и прилагательные («интересное сказка»), у него не получается разобраться в глагольных окончаниях в прошедшем времени в третьем лице.
В случае семантической дислексии ребёнок не понимает прочитанного – слова, предложения, — а читает при этом верно.
Коррекция дисклексии
«Возможности мозга удивительны, — делится Ольга. И за счёт компенсаторных процессов, дозревания некоторых отделов головного мозга, родительского внимания и регулярных занятиях по коррекции, ребёнок сможет успешно учиться. Как вы можете ему помочь?
Легко освоить чтение помогает мультисенсорный метод. Это когда мы задействуем все виды анализаторов, все органы чувств, подключаем к обучению зрение, слух, тактильные ощущения. Например: букву слепили вместе с ребёнком, нарисовали, поймали, спрятали, покатали, вместе с ней полетали и добавили положительных эмоций. Обязательно похвалили, порадовались успехам малыша.
Лабиринты. Их обожают и взрослые, и дети. В игровой форме развивают оптическую зоркость, умение видеть на несколько шагов вперёд и, конечно, выходить из тупиков.
Учебные пособия Г.М. Зегебарт, серия «Учение без мучения» — советует Ольга. «Они грамотные и методически продуманные: дети с удовольствием по ним занимаются и делают большие успехи. Проверено на многих учениках, — добавляет специалист. — На моих глазах двоечники становились хорошистами благодаря методике Галины Михайловны». Вставить пропущенную букву, поиграть в учителя и найти ошибки в словарных словах, угадать недописанную букву, разделить слитно написанные слова и другие увлекательные задания вам предстоит выполнить вместе с ребенком.
Ещё один талантливый японский невролог Рюта Кавашима облегчил школьникам и взрослым жизнь своей уникальной системой развития интеллекта и памяти. 10 минут в день — и память ребенка заметно улучшится.
Режим и темп
«Не нужно вторгаться во вселенную ребенка и насильно насаждать свои знания, — советует Ольга.
— Нужно помнить одно золотое правило: в дошкольном возрасте всё-таки доминирующая деятельность игровая, а не учебная. Поэтому все обучение должно проходить в игровой, динамичной форме со сменой видов деятельности.
Почитали, порисовали, потанцевали, полепили. Заканчивать занятия нужно раньше, чем ребенок устанет, тогда он с удовольствием будет ждать продолжения совместной деятельности с родителями».
Учимся правильно
Эмма или мама? Какое первое прочитанное слово вы хотели бы услышать от ребёнка? Чтобы не оказаться тетушкой Эммой (если это, конечно, не ваше имя), лучше учить с ребёнком буквы без призвука. Кратко называем звук М, П, Т — без «эм», «пэ», «тэ». Тогда ребенку легче будет соединять гласную с согласной. И это не единственный камень преткновения в освоении чтения.
Дети любят перепрыгивать от начала сразу к концу слова, читать справа налево, теряют строчку, а иногда и страницу. Начали на одной странице, отвлеклись, посчитали ворон, вернулись в книгу и продолжили читать абсолютно на другой странице. Пониманием только что прочитанного в начале обучения могут похвастаться только избранные гении. Поэтому нужен океан терпения и любви, прежде чем ребёнок прочитает вам сказку перед сном. Ошибки свойственны всем детям, просто в ряде случаев необходимо корректировать их осознанно и с логопедом.
Сложности с письмом и счетом
С течением времени дислексия при отсутствии коррекции или ее неэффективности чаще всего переходит в дисграфию и дискалькулию. Признаки у дискалькулии практически те же, что и у дислексии, просто замените слово «чтение» на «счет». Но есть и особые, как например, ребёнок может сосчитать искомое только «по пальцам», не получается овладеть самыми простыми приёмами арифметики, не понимает, что значит больше и меньше, равно, не может разобраться в таблицах и графиках, плохо запоминает цифры и условия задач, любую числовую информацию, не усваивает математических основ бытовых операций.
«У взрослых иногда сохраняется нарушение понимания прочитанного и низкая скорость чтения, особенно если человек мало читает. С дисграфией можно бороться, например, также по методике Г. М. Зегебарт», — рассказывает Ольга.
Не учите слишком рано
Сегодня бум раннего развития как освоения академических наук проходит, и множество мам и детей наконец-то могут вздохнуть спокойно. «На волне» натурпедагогический подход — детство чтобы резвиться, интуитивное питание и воспитание и прочие радости без учебников. Не берусь утверждать, что это идеально для всех и всегда. Но открытия ученых зачастую стоят «за» такое положение вещей.
Давно известно, что большая часть нейронных связей образуется в мозге до 3-х лет. В том числе образуется и центр мозга, который заведует чтением и письмом. Но это лишь подготовительные работы — чтобы в нормальном режиме, с 5 до 8 лет, осваивать устный и письменный литературный язык. А в первые годы жизни ребёнку вполне хватит игр и освоения устной разговорной речи.
Главное в начале — считают современные педиатры и педагоги, — это помочь сформировать человеку пространственное представление: о своем теле, а затем обо всем, что встречается в мире. Второе — обеспечить адекватное физическое развитие, т.е. питание и движение. А если вы хотите внедрять грамоту в жизнь младенца, делать это надо только в форме игры.
Как избежать недоразумений в самом начале занятий с прописями и букварем, чему учить раньше — письму или чтению — и во сколько лет начинать — выясняем вместе с детским психологом в этом материале.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий