Как только вы становитесь родителем, сразу возникает вопрос о приобретении хорошего автокресла для ребёнка. И даже если оно у вас уже есть, ваш ребёнок растёт, меняется возрастная категория, и в будущем встанет вопрос о приобретении нового. Современные производители рассказывают о преимуществах своих товаров, но моделей так много, что можно запутаться. Проще выбрать, ориентируясь на отсутствие минусов. О каких возможных недостатках нужно знать, мы спросили у экспертов по детской безопасности в автомобиле.
Станислав Кручинский, эксперт в области детской безопасности в автомобиле, руководитель магазина «Киндер-Авто»:
Адаптеры и бескаркасные модели
Адаптеры ремня безопасности и бескаркасные модели — самые бесполезные, а зачастую и заметно усугубляющие последствия ДТП для ребёнка. Такие подобия автокресел стоят недорого и чаще всего и привлекают покупателя своей ценой.
Неоднократные российские и зарубежные испытания показали не только бесполезность, но и крайнюю опасность использования подобных приспособлений. Даже для отвода глаз применять их уже не получится — это незаконно.
Только адаптеры ремня единственной торговой марки — «ФЭСТ» — пока имеют непостижимым образом полученный и действующий в рамках европейского стандарта сертификат на использование исключительно в возрастной группе II (15-25 кг.) Однако уже ведется работа о признании и его недействительным.
Автокресла с ограниченной возможностью безопасного использования
Автокресло категории 0
Самое стандартное заблуждение всех мам — о том, что безопаснее всего перевозить ребенка на руках. Это в корне не верно: в случае ДТП давление тела мамы на малыша может превышать вес ребенка примерно в 30 раз, и это сводит его шансы на выживание примерно к нулю. Поэтому покупать автокресло даже для самых маленьких необходимо, и тут у родителей стоит выбор: приобрести категорию 0 или 0+. Мы советуем остановить выбор на втором варианте.
Автокресла категории 0 представляют собой люльку (верх) от прогулочной коляски и специальные ремни, фиксирующие ребёнка внутри этого короба. Разумеется, многие посчитают это самым экономным вариантом для перевозки ребёнка.
Люлька устанавливается поперек направления движения машины, занимает сразу два пассажирских места и подходит только для детей весом до 10 кг или для новорожденных, которые имеют проблемы с позвоночником. Достигнуть безопасности при таком «поперечном» размещении ребенка достаточно сложно, даже у профессиональьных производителей количество удачных моделей категории 0 — единицы. Кроме того, эти кресла-люльки дорогие и обладают большим весом.
Автокресло из категории 0+ можно использовать с рождения и до года, оно устанавливается только против хода движения, чтобы возможный «кивок» ребенка при резком торможении не навредил шейному отделу малыша. Такие кресла компактнее, легче и, как правило, дешевле, чем их конкуренты из категории 0.
Бустер
Главные и очень серьезные недостатки бустера — полное отсутствие боковой защиты и защиты головы. В рамках стандарта ECE R44/04 он относится к III возрастной группе (22-36 кг). Его можно использовать только для детей ростом выше 125 см. В среднем, это соответствует 7-8 летнему возрасту.
К сожалению, многие бустеры продаются сейчас как удерживающие устройства группы II-III (15-36 кг.) Часто в них перевозят даже 3-4 летних малышей, рост которых явно недостаточен, и в случае ДТП крайне велик риск того, что автомобильный ремень окажется у ребенка на шее.
Максимум, в каких случаях я вижу смысл использовать бустер (если рост ребёнка позволяет) — это редкие поездки в такси или на арендованной машине в путешествии, когда нет совершенно никакой возможности взять с собой или в прокат полноценное автокресло.
Автокресла, которые не подходят вашему автомобилю
К примеру, некоторые автокресла требуют для установки определенную длину штатного автомобильного ремня. Это относится к моделям со столиками безопасности и детским креслам, устанавливаемым против хода движения.
Нередко в автомобиле необходимо наличие скоб Isofix, а иногда и дополнительного крепления для якорного ремня Top Tether, или даже усиленного пола в месте установки специального упора — выдвижной «ноги».
На официальных сайтах многих серьезных производителей автокресел зачастую можно легко проверить совместимость удерживающего устройства с вашей машиной. Достаточно знать марку, модель и год ее выпуска. Это снимает основную массу сомнений по поводу того, «влезет или не влезет». Очень помогает также живая примерка автокресла в конкретную машину под руководством специалиста.
Для малышей — лицом вперёд
Представьте, что к вашей голове прикрепили свинцовую шапку. Примерно так ощущает себя новорожденный, масса головы которого составляет четверть от всей массы тела. Мышцы пока развиты недостаточно, и даже поворачивать эту тяжесть получается далеко не сразу. Кроме того, шейный отдел позвоночника пока очень слабо сформирован.
В положении в кресле «по ходу движения автомобиля» даже резкое торможение может привести к серьезным травмам шеи, не говоря уже о ситуациях с ДТП. Именно поэтому новый стандарт R129, уже действующий в Европе, предписывает всех детей перевозить строго в положении «против хода движения», как минимум, до 15 месяцев и роста 76 см!
Более того, рекомендуется продолжать это делать как можно дольше, и производители предлагают все больше вариантов автокресел с возможностью не разворачивать кресло «лицом вперед» до 3-4 лет и роста 105 см. Такое размещение позволяет в 5 раз снизить нагрузку на шею маленького пассажира в случае аварии.
Олег Нурмиев, автор проекта Автокресла.рф, посвященного детской безопасности
Автокресла, которые предназначены для группы 0-1-2
Все автокресла делятся на группы по весовым особенностям ребёнка. Так, группа 0 предназначена для детей весом до 10 кг, 0+ — до 13 кг, группа 1 — для пассажиров весом от 9 до 18 кг, 2 — 15-25 кг, 3 — от 22 до 36 кг. Эту классификацию поддерживает и российский ГОСТ. Безопаснее всего автокресла созданные исключительно для одной весовой группы, нежели сразу для нескольких.
Так, группа 0-1-2 (для детей весом от 0 до 25 кг) считается менее безопасной не сама по себе, а по той причине, что ведущие европейские производители почти не производят таких моделей. А значит, купить хорошее качественное кресло, прошедшее краш-тесты, от надёжной компании практически нереально. Почему?
Во-первых, у групп 1 и 2 принципиально разные способы крепления в автомобиле и пристегивания ребенка, с трудом совмещающиеся в одном кресле.
Во-вторых, и об этом часто не думают при покупке кресла до 25 кг, необходимо пользоваться автокреслом минимум до роста ребенка 135-140 см, то есть покупка 0-1-2 не избавляет от необходимости покупки кресла весовой категории 3.
Кроме того, чем сложнее конструктивно кресло, тем выше вероятность ошибиться в процессе эксплуатации. Поэтому, большинство производителей сосредотачивается на группах 0-1, 1 (до 18 кг) и 2-3 (15-36 кг).
Автокресла, у которых слишком большой наклон спинки
Многие стремятся приобрести автокресло с максимальным наклоном спинки, чтобы ребёнок в процессе езды мог отдохнуть. Надо понимать, что серьезному производителю не жалко сделать наклон больше, это ограничение определяется соображениями безопасности.
В группе 0+ наклон спинки стараются сделать максимальным, так как кресло будет использоваться с рождения и ставится только против хода, где с допустимыми наклонами проще. Но все равно положение ребенка далеко от горизонтального — он лежит в люльке, но под заметным углом — иначе нельзя правильно распределить возможные нагрузки при экстренном торможении или фронтальном ударе при ДТП. В группе 0+1 есть кресла, рассчитанные на перевозку детей почти с рождения — здесь все равно наклон уступает переноскам, но является весьма значительным. А есть — примерно с 6 месяцев, с более прямой посадкой.
Обычно хороший наклон спинки для сна в дальней поездке характерен для кресел группы 1 (9-18 кг). А вот в группе 2-3 (от 4 до 12 лет) искать кресло с «полулежачим» положением совсем не стоит. В этом возрасте ребенок уже пристегивается ремнем безопасности автомобиля, пропущенным через направляющие автокресла, и большой угол наклона создает риск эффекта «подныривания» — когда рывок нижней лямки ремня смещается с бедер в область живота, а верхняя лямка может попасть в область шеи ребенка.
Автокресла, которые трудно устанавливаются
Особенно актуально, если планируется часто переставлять кресло. Есть прекрасные по тестам кресла, но установка их представляет из себя сложный ребус. А неправильное крепление самого лучшего автокресла способно привести к печальным последствиям.
Автокресла, которые имеют необычные особенности
Если конструкция кресла явно отличается от аналогичных моделей с хорошими показателями безопасности — это повод задуматься. Например, если вы видите какие-то совсем необычные преимущества у конкретной модели, например, супермягкость, большую вместительность, невесомость, отсутствие каркаса и т.д., а ни один из известных производителей ничего подобного почему-то не делает, то лучше пройти мимо.
Автокресла, которые не прошли краш-тест
Сегодня краш-тест — это единственная объективная оценка безопасности автокресла. В магазинах — огромное количество некачественных детских автокресел, преимущественно из КНР, безопасность которых успешно проверена и подтверждена только на бумаге. Когда же дело доходит до реальных динамических испытаний, например, проводимых в рамках государственной программы на испытательном полигоне НАМИ, защитные свойства таких кресел оказываются недостаточными. Таким образом, участие кресла в независимых краш-тестах очень желательно.
Выбор автокресла — очень важен, ведь на сегодняшний день 90% моделей, к сожалению, не соответствует требованиям. Неидеально работает система государственного контроля и сертификации в России. И даже наличие на автокресле оранжевой наклейки с маркировкой ECE R44/04 не является 100-процентной гарантией качества. Поэтому отсматривайте результаты краш-тестов, особенно европейcких (например, ADAC), обращайте внимание на мелочи и получайте консультации профессионалов.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий