Тетрадь первоклашки порой напоминает блокнот с зарисовками — кляксы, дрожащие буквы, перечёркнутые страницы. На это больно смотреть. Но давайте забудем о стереотипе «плохо пишет, значит будет плохо учиться». Всё можно исправить, если ответственно подойти к вопросу. Разберёмся, как научить ребёнка красиво писать. Обойдёмся без истерик и вырванных тетрадных листов.

Надо ли учить ребёнка писать до школы?

В раннем развитии, безусловно, нет ничего плохого. Но навыки письма — совсем другое дело. И торопиться здесь не стоит. Об этом говорят и психологи, и учителя начальной школы.

Взрослым кажется, что в буквах нет ничего сложного. А для «среднестатистического» дошкольника 4-5 лет научиться красиво и правильно писать — непосильная задача даже в физическом плане.

Нужна феерическая концентрация внимания, усидчивость и, в конце концов, окрепшие пальцы.

Но предположим, вы задались целью — во что бы то ни стало научить ребёнка писать до первого класса. Регулярные тренировки, песенки и прибаутки, скорее всего, помогут — малыш будет старательно выводить буквы в прописях. Но где уверенность, что он пишет правильно? Возможно, он «рисует» буквы так, как ему удобно и на что хватает сил. Контролировать процесс даже для опытных родителей будет сложно. А учитель за такие навыки письма не скажет «спасибо», ведь потом ребёнка придётся переучивать, а это стресс для первоклашки.

В школе свои методики обучения. И навыки письма в первом классе развиваются параллельно с чтением. Зачем торопить время? Лучше сосредоточиться на том, чтобы с первого класса развивать полученные на уроках навыки.

Почему у детей возникают сложности при обучении письму?

Соединять буквы в слова — сложная наука. Педагоги говорят, что первоклассники гораздо быстрее осваивают чтение, чем письмо. Но у кого-то из детей строчки получаются ровненькими «как по линейке», а у других — полная неразбериха в тетради. Почему так?

Некоторым первоклассникам тяжело сосредоточиться и длительное время сохранять концентрацию внимания. А ведь усидчивость и старательность — это и есть залог красивого почерка. Детей, у которых эти навыки развиты слабее, придётся постоянно направлять и поправлять.

Да и чисто физически научиться красиво писать — это довольно сложно. Одна и та же поза долгое время, нагрузка на глаза и руки, постоянный контроль за своими действиями. Движения пальцев пока не доведены до автоматизма, это новая для ребёнка деятельность. Естественно ему хочется как можно быстрее закончить занятие и отдохнуть. А высокая скорость на первых порах не способствует хорошим результатам. Отсюда и многочисленные ошибки.

Как научить ребёнка красиво писать: 5 советов родителям

Чтобы почерк ребёнка «не хромал», нужны регулярные занятия письмом не только в школе, но и дома. Желательно, чтобы дополнительные уроки не длились не более 45 минут. А непрерывное письмо не должно продолжаться дольше 10-15 минут.

И вот на что обратить внимание родителям, пока ребёнок тренирует свои навыки письма:

Порядок на рабочем месте

Ребёнку для успехов в правописании необходимо хорошо организованное место. Отрегулируйте по высоте стол и стул. Выводя аккуратные буквы, ребенок не должен тянуться вверх или, наоборот, сгибать спину в неестественном положении. Не забываем и про хорошее освещение. Свет от настольной лампы должен падать слева (для левшей — справа). И конечно, наведём порядок на столе. Пусть здесь не будет ничего такого, что отвлекает внимание ребёнка и мешает его руке свободно двигаться.

Правильная ручка

Главный инструмент в обучении письму — это, конечно ручка. Она должна быть «по размеру» ребёнку — не слишком тонкой и не слишком толстой. В магазинах столько ручек — глаза разбегаются. Но не забывайте, что «необычные» письменные принадлежности (яркие, блестящие, с игрушками и кнопочками) зачастую только отвлекают внимание. Конечно, ребёнку больше захочется поиграть с ручкой, чем писать ею в тетради.

Куда важнее не внешний вид ручки, а её качество. Она должна писать мягко — тогда ребёнку не придётся сильно давить на неё, и его пальцы не будут быстро уставать. Ребристая ручка с гранями тоже доставляет дискомфорт.

Правильный захват ручки

Это основа основ. Если ребёнок неправильно держит ручку, красивого почерка ждать не приходится. Конечно, учитель на уроке расскажет и покажет ученикам, как правильно расположить пальцы. Но на первых порах и дома придётся это контролировать, пока у ребёнка не выработалась привычка.

Правильный захват — тремя пальцами (большим, указательным и средним), не ниже, чем на 1,5-2 см до носика стержня. Для удобства можно сделать пометку на ручке, чтобы ребёнок видел, где должен быть его средний палец. А ещё можно нарисовать крупную точку (фломастером, например) на самом пальце, чтобы ученик знал, куда должна «приземлиться» ручка. Никак не удаётся натренировать правильный захват? Тогда прибегаем к помощи специальной насадки на ручку. С ней просто невозможно ошибиться в правильном расположении пальцев.

Если ребёнок сильно сжимает ручку, буквально вдавливая её в тетрадь, поправляйте и показывайте, что рука при письме должна быть расслаблена.

Правильное расположение тетради

Чтобы соблюсти наклон букв, свойственный для красивого почерка, тетрадь должна правильно лежать на столе. Середина рабочего листа чуть правее середины груди ребёнка, левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый – немного приподнят. Не забывайте периодически поправлять тетрадь, когда ребёнок тренируется, чтобы строчки не «плавали».

Медленно, но верно

Когда ребёнок спешит, его почерк только ухудшается. Скорость письма можно тренировать чуть позже. А в начальной школе лучше сосредоточиться именно на аккуратности. Поэтому во время домашних тренировок, не торопите ребёнка, пусть работает в своём ритме, старательно выводя буквы, слоги, а потом и целые предложения.

Развитие мелкой моторики

Чтобы ребёнок уверенно выводил буквы, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика. Её тренируют следующие занятия:

  • лепка из пластилина;
  • сборка конструктора;
  • вышивка;
  • плетение бисера;
  • создание бумажных аппликаций и оригами;
  • собирание паззлов.

Этот список можно продолжить. В целом, подойдёт любое увлечение, где от ребёнка требуется выполнять точные движения пальцами. Но важно, чтобы это занятие доставляло радость. Только тогда ребёнок будет с удовольствием и качественно выполнять любые задания.

Пальчиковые упражнения — вот, что ещё важно при развития мелкой моторики. Они помогают снять напряжение с пальцев во время занятий, а к тому же повышают общую «выносливость» при письме.

Когда ребёнок занимается дома, периодически устраивайте перерывы и делайте простейшие упражнения, чтобы размять руки.

Формирование навыков письма в начальной школе

Обучение аккуратному письму невозможно без развития у ребёнка внимательности и наблюдательности, настойчивости и усидчивости. Развивая эти качества, школьник будет писать гораздо лучше. Главное в этом деле — регулярность. Как бы жестоко ни звучало, даже в период летних каникул не помешает давать ребёнку те или иные письменные задания, иначе в новом учебном году почерк будет «хромать на обе ноги». Буквально 10-15 минут тренировок вполне хватит.

Какие упражнения помогут улучшить качество письма?

Прописи

Прописи могут оказаться полезными вплоть до 3-4 класса. Раз за разом обводя буквы по штриховке и выводя аккуратные соединения в слогах, ребёнок учится красиво писать. Все эти действия постепенно доходят до автоматизма. А значит и в тетради со временем будет гораздо чище. Выбирайте прописи в соответствии с возрастом школьника. Они должны быть не сложнее и не проще того, что уже умеет ребёнок.

Штриховка

Штриховка деталей или картинок (по линейке или от руки) — отличная тренировка усидчивости и аккуратности. Можно купить специальные раскраски или нарисовать на листке ту или иную фигуру, чтобы ребёнок её заштриховал. Подойдёт и «штриховка» крестиками. Дайте ребёнку листок в клеточку, и за дело. Пусть он закрасит пару строчек аккуратными крестиками (от уголка к уголку). Вот здесь точно пригодится выдержка.

Рисование не отрывая руки

Тут можно пользоваться специальными прописями или проявить фантазию. Пусть ребёнок обводит без отрыва руки те или иные картинки или соединяет линии по цифрам. И для ребёнка тут только одно правило — аккуратность. Или дайте ему задание нарисовать на листе бумаги спираль (не отрывая руку).

От большой буквы к маленькой

Писать строчки с буквами — это неинтересно. Можно неиного разнообразить задание. Пусть ребёнок пишет те же буквы, только разного размера. Сначала большого формата, а потом меньше и меньше. Это тренирует усидчивость и концентрацию внимания.

Контрольное списывание

Контрольное списывание — лучшая практика для формирования почерка. Конечно, это вариант только для тех детей, которые уже изучили все буквы и способны «собирать» их в слова и целые предложения. Чем больше ребёнок практикует навыки письма, тем скорее он сформирует красивый почерк. При наличии старательности, конечно.



Читать дальше