Смольный институт, который был открыт по инициативе Екатерины II, стал первым светским учебным заведением для женщин в нашей стране. Долгое время Смольный был синонимом некого идеального места, где создаются идеальные барышни — образованные, благородные, мудрые не по годам. Однако так ли это было на самом деле? В этой статье мы расскажем об истории Смольного института благородных девиц, который прошел непростой и интересный путь: от элитной школы для благородных девиц до учебного заведения, популярного лишь в эмигрантских кругах.
Первые попытки ввести светское образование для женщин появились в России еще во времена Петра I. Однако характер государя, буквально фонтанировавшего идеями, не позволил довести начатое до конца. От девушки в ту пору требовалось просто быть милой, кое-как знать французский или немецкий, танцевать на балах и быть готовой выйти замуж.
Вывести женское образование на новый уровень решила Екатерина II, вдохновившись Сен–Сирским институтом во Франции, который был первым и самым передовым женским светским учебным заведением в Европе.
Девушки Эпохи Просвещения
При поддержке своего личного секретаря, просветителя И.И Бецкого, императрица выделила предместья Воскресенского Новодевичьего монастыря при Смольном дворе. Так начался грандиозный образовательный проект «Императорского воспитательного общества благородных девиц», который официально стартовал с 1764 года, с указа о том, что «каждый из дворян может, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию».
Как поклонница передовых идей Монтескье, Екатерина считала, что значительную роль в формировании ребенка как личности определяет среда, где он воспитывается. Поэтому в новое учебное заведение отбирались девочки с 5-6 лет, на 12–летний срок обучения, причем с родителей бралась расписка, что они даже не будут навещать дочь.
Строго? Да. Но императрица решила создать новый тип женщин: благородная дворянка, образованная и умная, способная и мудро вести хозяйство, и поддержать любую интеллектуальную беседу на светском рауте.
Во времена Екатерины II девочкам-смолянкам действительно давали хорошее и полное образование. Кроме танцев, музыки и домоводства, воспитанницы изучали латынь и греческий, французский и немецкий, арифметику, естествознание, географию, русский язык и литературу.
На выпускном экзамене парфеток (так называли лучших учениц, калька с французского «parfaite» — «совершенная») присутствовала сама императрица, которая вручала девушкам свой шифр — бант с вензелем, что означало автоматическое зачисление во фрейлины при дворе.
Любой выход девушек был поистине светским событием! Вот как описал такую, казалось бы, обычную прогулку поэт Сумароков:
«Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеси сошли,
Ко обитанию меж смертных на земли,
Что взоры и сердца всех зрителей питали,
Как солнечны лучи, так взоры их сияют,
С красой небесною краса всех нимф равна;
С незлюбием сердец невинность их явна;
Конечно, божество они в себе являют».
Изначально Смольный институт планировался как элитарное закрытое учебное заведение, куда брали дочерей дворян, отличившихся на государевой службе, но в 1765 открылось отделение для «мещанских девиц», т.е представительниц недворянских сословий. Учебная программа для этих воспитанниц была такой же, но вот сама императрица на выпускном экзамене не присутствовала, а следовательно, и о карьере при дворе выпускница Мещанского отделения и помыслить не могла.
Казарма для «кисейных барышень»
Все изменилось во времена Марии Федоровны, жены наследника престола Павла I. Став после смерти Екатерины II управляющей большей части учебных и благотворительных заведений, она, как женщина, мягко говоря, «домашняя» и простая, кардинально изменила образовательную систему в Институте.
Девочек теперь принимали на обучение с восьми лет, каждые три года. Сам срок обучения сократился до девяти лет, а для мещанского отделения — до шести лет. Из учебной программы были убраны многие предметы, которые Мария Федоровна посчитала «ненужными» для будущих идеальных жен и матерей. Теперь от смолянки требовалось быть скромной, тихой, уметь танцевать и играть на музыкальных инструментах.
Зато образ жизни и распорядок стал весьма суровым, доходящим порой до перегибов. Казалось, что даже в казарме у солдат больше прав и свобод. Спали воспитанницы на жестких кроватях (для хорошей осанки), в спальнях даже зимой температура не поднималась выше 8-9 градусов (для хорошего цвета лица).
Также для «молодости лица» и «стройности тела» девочки умывались исключительно холодной невской водой и весьма скромно, если не скудно, питались. Плюс строго соблюдались религиозные посты, отчего институтки частенько попадали в лазарет с истощением.
Девочки носили форменную одежду, разных цветов: кофейную — младшие классы (их дразнили «кофейницами»), темно-синюю и голубую — старшие классы, а выпускницам предписывалось носить белые платья как символ непорочности и чистоты. Младших коротко стригли, старшие девочки были обязаны носить косы.
За малейшую провинность классные дамы, подобно прапорщикам-самодурам в армии, нещадно «штрафовали»: неряхе могли приколоть на платье грязный чулок, болтушек и вовсе оставить без обеда. Конечно, подобное «насилие» в отношении дворянских дочерей было неприемлемо, поэтому воспитательницы шли на хитрость: просто не давали дозволения особо озорным воспитанницам сесть во время обеда, а стоя, как считалось, могли есть только падшие женщины.
В классные дамы и воспитательницы набирались незамужние и бездетные дамы в возрасте от 40 лет. Мужчинам в классы вход был категорически воспрещен, дабы не смущать неокрепшие умы институток. Поэтому в преподаватели приглашали, как правило, пожилых мужчин и с какими-нибудь физическими недостатками. Общаться с родными было строго запрещено, вся переписка с семьей тщательно проверялась.
Фаворитки и обожательницы
Конечно, в Смольном учились и представительницы правящих фамилий Грузии, Черногории, также Германии, Швеции и Дании. Для таких девочек были поблажки: они могли иметь карманные деньги, и через воспитательниц покупать себе вкусности, на праздники их забирала лично начальница Института, да и дорожки в саду для таких особ были выложены досками. Да, не такое учебное заведение планировала Екатерина II!
Не удивительно, что в такой атмосфере среди девочек возник культ обожания. Считалось правильным и важным иметь кумира. Это могла быть старшая подруга, или двоюродный брат, с которым виделись один раз в детстве (хорошо, если он был помолвлен с другой, для нужного накала драматизма), или даже сам император.
Для предмета обожания переписывались тетрадки набело, любая вещь, связанная с ним хранилась как реликвия. Особенно популярен среди институток был император Александр II. Однажды, навещая учебное заведение, он пал жертвой: девочки ухитрились срезать с его шубы несколько лоскутков на память.
В следующий свой визит государь милостиво отдал на растерзание свой платок с вензелем, попросив только не трогать его пса, опасаясь, что восторженные девочки могут покуситься и на шубку собачки.
К слову, любовницу, ставшую его морганатической супругой, Александр II нашел среди смолянок. Юной Катеньке Долгорукой внезапно стало позволяться гораздо больше: так, например, еду ей доставляли лично с императорской кухни, и питалась она в кабинете начальницы, чтобы не вызывать пересудов.
Реформы Ушинского
К. Д. Ушинский, выдающийся педагог того времени, став инспектором классов в 1859 году, пришел в ужас от того, насколько упал уровень образования в некогда элитарном заведении. Он взялся за дело: уволил старых преподавательниц, сократил часы музыки, танцев и Закона Божьего, снова ввел часы арифметики и естествознания. Но против постоянных доносов и кляуз на него от недовольных увольнениями Ушинский ничего поделать не смог. В 1862 году его сняли с должности, и все вернулось на круги своя. Вот почему выражения «институтка» и «кисейная барышня» имеют некий негативный и ироничный оттенок, так говорят о юной особе, полностью оторванной от реальной жизни.
В эмиграции
Последний выпуск Смольного Института благородных девиц состоялся в 1919 году в Новочеркасске, куда эвакуировали заведение в связи с Революционными событиями. В феврале этого же года Смольный с частями Белой армии отправился в Сербию, где и функционировал в эмигрантской среде до 1932 года. Так закончило свой путь первое элитарное женское учебное заведение нашей страны.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий