Корней Чуковский, будучи самым издаваемым в России детским писателем — тираж его произведений в 2017 году превысил два миллиона экземпляров — прожил трудную, но удивительно интересную жизнь. Он никогда не задумывался о детской литературе всерьез, однако стал любимым писателем для многих поколений детей нашей страны.
Детство в Одессе
Мать будущего писателя, Екатерина Корнейчукова, была прислугой в доме богатого одесского купца Эммануила Левинсона. Их связь длилась много лет, но Левинсон через несколько лет после рождения сына Николая в 1882 году бросил незаконную семью и переехал в Баку, где основал ряд успешных коммерческих проектов.
Детство Николая было тяжелым: чтобы помочь матери и сестре Марусе, он ловил рыбу на продажу, красил заборы, расклеивал объявления. Из гимназии его исключили в 5 классе, упирая на «низкое происхождение», кроме того, он был незаконнорожденный. Повзрослев, Чуковский с горечью будет вспоминать, что у него «никогда не было такой роскоши, как отец или дед».
Но мальчик не отчаялся и плотно занялся самообразованием. Мечта о далекой Австралии стала стимулом для изучения английского языка. Гораздо позже переводческая деятельность станет основой его творчества — Чуковский познакомит советских детей с произведениями Марка Твена, Даниэля Дефо, Чарльза Диккенса.
Специальный корреспондент в Лондоне
В 1901 году Николай Корнейчуков стал Корнеем Чуковским — родился литературный псевдоним — и с помощью друга по гимназии опубликовал свою первую статью в «Одесских ведомостях». Талант начинающего журналиста, а также его знание английского языка не остались незамеченными: в 1903 году его направляют специальным корреспондентом в Лондон. Там, помимо основной работы, он начинает изучать английскую литературу и делать свои первые переводы художественных произведений.
Вернувшись через 2 года в Россию, Корней Иванович принимает активное участие в революционных событиях 1905 года, за что был осужден.
После всех потрясений литератор переезжает в тихое местечко российской Финляндии Куоккала (ныне это поселок Репино недалеко от Петербурга), где и прожил около 10 лет. Там он познакомился с художником Ильей Репиным, и дружба двух талантливых людей продлилась долгие годы.
В Куоккале Чуковский продолжал заниматься переводами, литературной критикой и публицистикой. Он никогда и не думал, что прославится как детский писатель. Если бы не его личное горе.
Мурочка
Дочь Чуковского Мария, его любимица, которую он ласково называл Мурочкой, была больна костным туберкулезом. Это страшная болезнь доставляла ребенку такие муки, что девочка кричала от боли. Приступы чаще всего бывали ночью, и Чуковский не отходил от постели ребенка. Чтобы Мурочке не было так одиноко, когда все дети весело играют на улице, он придумывал для нее сказки. Так появился добрый доктор Айболит, который может помочь любому.
Корней Чуковский с дочерью Мурочкой
Мурочка умерла в 11 лет. Ее смерть почти сломила писателя, после он крайне мало работал. С тех пор Чуковского преследовала бессонница, однако эту проблему он обратил себе во благо: чаще всего работал ночью.
В начале 20-х годов XX века Чуковский, будучи одним из самых влиятельных литераторов, начинает публиковать свои произведения для детей. Не без помощи своего знаменитого друга, С.Я. Маршака. Именно он убедил Чуковского опубликовать рассказы и стихи, которые он сочинял для своих детей. «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище» и «Муха-Цокотуха» моментально стали популярными у всех советских детей.
Корней Иванович тщательно следил за всем издательским процессом, лично подбирал иллюстраторов. Детская книга без ярких, веселых картинок казалась ему «абсолютно негодной» для юного читателя.
Тяжелый период
Однако этот успех привлек не только внимание читателей. Партийные функционеры того времени увидели в забавных сказках критику существующей власти. «Неуважением к ребенку» назвала эти книги Н.К. Крупская, в литературных кругах того времени бытовало презрительное словцо «чуковщина» — так говорили о детских книгах, чьи авторы были неугодны. Однако, несмотря на запреты его книг, творчество Чуковского было по-прежнему популярно.
В 30-е годы в Сталинграде была установлена скульптурная композиция по мотивам его сказки. «Дети и хоровод» (она же «Крокодил») стали символом города после Великой Отечественной войны, как немногое, что чудом уцелело в Сталинграде.
В этот тяжелый период детская литература для Корнея Ивановича ушла на второй план, но он продолжал работать с детьми. Его интересовала детская психология, он полностью включился в новое дело. Для писателя развитие ребенка, его первые шаги, слова и мысли были особенно важными. В 1936 году он выпустил книгу своих наблюдений за малышами «От двух до пяти».
Также Чуковский начинает выпускать произведения известных английских писателей (таких, как например, Р.Киплинг), но в более простом, адаптированном для детей варианте. В 60-е годы, несмотря на тотальную антирелигиозную политику в стране, он начинает работать над адаптацией Библии для детей. Конечно, многое пришлось заменить и убрать — Бог, например, стал «Великим волшебником Яхве». К сожалению, книга «Вавилонская башня и другие древние легенды» из-за внешнеполитических коллизий так и не увидела своего читателя.
Литературные вечера
Последние годы жизни Корней Иванович Чуковский проводил в подмосковном Переделкине, поддерживал переписку со многими советскими диссидентами. Пережив трех из своих четырех детей, он любил возиться с местной детворой. Часто организовывал для детей литературные вечера, где не только читал свои произведения, но и приглашал своих друзей-писателей. Многие дети, жившие в ту пору по соседству с писателем, став взрослыми, с теплотой вспоминали эти литературные встречи.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий