«Не такие, как все» всегда привлекают внимание. И родителям крайне важно доступно объяснить своим детям, почему мальчик не разговаривает или странно дёргает руками. «Дэйли Бэби» поговорил с психологами о том, как это лучше сделать.
Казалось бы, мир становится всё толерантнее, на каждом углу нам говорят о том, что нужно принимать людей любыми, и каждая человеческая особенность уникальна и по-своему восхитительна. Но громкие слова и розовые иллюзии из раза в раз разбиваются об суровую реальность.
Мальчика с аутизмом не пускают в аквапарк. Парня с ДЦП выгоняют из маршрутки. В Питере женщину так напугали дети с ментальными нарушениями, что она в грубой форме пыталась выгнать тьюторов и ребят с детской площадки.
Не секрет, что всё закладывается в детстве. Перед современными родителями стоит важная задача — вырастить новое поколение, которое будет искренне принимать людей с особенностями и помогать им.
В ситуации на детской площадке женщина заявляла, что особые дети, которые «пугающе молчали», шокировали её внучку. Но на самом деле, как говорят свидетели инцидента, девочка спокойно играла с ребятами, никто никого не обижал. А больше всех напугалась бабушка.
Отсюда первое и главное правило.
Начните с себя
Если вы стесняетесь и боитесь людей с инвалидностью, стараетесь их избегать, ребёнок это мгновенно почувствует. И будет относиться к таким людям соответствующе.
«Об этом нужно говорить просто, потому что дети всегда считывают поведение родителей. Если при обсуждении этой темы вы будете испытывать внутреннее напряжение, если вы сами в глубине души с неприязнью относитесь к людям с инвалидностью, если вы отнесётесь к разговору чересчур серьёзно, ребёнок поймёт: что-то здесь не так. Родители напряжены, взволнованы, значит, эта тема какая-то страшная, особенная.
В то же время, если вы говорите простым и понятным языком, не делаете целое событие из этого, ребёнок будет воспринимать людей с особыми потребностями такими, как все. Просто им нужно больше внимания, возможно, помощь и поддержка. Но внутри они такие же, как ты, хотят общаться и дружить.
И самый важный момент: хороший пример со стороны родителей. Иногда не нужно ничего говорить, просто помогите нуждающемуся человеку, побудьте волонтёром на мероприятии для людей с инвалидностью возьмите с собой ребёнка», — говорит психолог Александр Коридзе.
Помните, что дети нас не слушают, они на нас смотрят и копируют.
«Почитайте книги, сайты, задайте вопросы специалистам или знакомым. Попробуйте сами пообщаться с людьми с особенностями развития. И когда поймёте, что готовы, разговаривайте с ребёнком.
Не стоит ждать ситуации, когда ваш сын или дочь зададут непростой вопрос в общественном месте. Рекомендую обсудить эту тему заранее. Это не только поможет вам и ребёнку, но и укрепит его веру в себя, придаст уверенности и внутреннего спокойствия, потому что каждый из нас в чём-то особенный», — рекомендует детский, семейный, перинатальный психолог и телесный терапевт, а также мама особенного ребёнка Елена Сидорова.
Спокойно реагируйте на «неудобные» вопросы ребёнка
«Почему дядя так хромает?», «Девочка такая большая и на коляске, что с ней?», «Почему мальчик совсем не разговаривает?», «У тёти что, нет правой ноги?» — детские вопросы могут звучать бестактно, но не стоит злиться на ребёнка и стыдливо «пшикать», если они задаются прилюдно. Это для вас всё очевидно, а малыш искренне не понимает, что происходит, и ему так важно услышать от вас вразумительный ответ.
Реагируйте спокойно, даже если вопрос вас смутил и застал врасплох. Похвалите ребёнка за проявленный интерес и в доступной форме ответьте на вопрос. Учитывайте при этом возраст ребёнка.
«В своё время мой старший сын, которому на тот момент было около четырёх лет, спросил: "А почему этот дядя хромает?" Я ответила так: "Возможно у него что-то произошло или он таким родился. Ситуации бывают разные. Помнишь, у тебя был игрушечный носорог? И однажды его пожевал наш пёс. Носорог лишился одной ноги и хвоста. Но даже после этого твоя игрушка не перестала быть любимой, и мы по-прежнему играем с ним.
Так и с людьми. Они бывают совершенно разные, но это не портит их, а возможно делает даже лучше. Давай спросим, может ему нужна помощь?" В тот момент сыну этой информации было достаточно. Ему не важно было разбираться в болезнях, причинах, но важно было само понимание», — говорит Елена.
Примерно с шести лет с ребёнком можно говорить о болезнях, авариях и врождённых особенностях развития. Почитайте вместе с детьми книги, посмотрите мультфильмы.
Но помните самое главное: у детей нет своих представлений о других людях, какие чувства им надо или не надо испытывать. Сначала они смотрят на вашу реакцию, других взрослых, других детей и уже потом выстраивают свою систему проявлений эмоций. Поэтому возвращаемся к началу: начинать нужно с себя.
Давайте детям возможность общаться с разными людьми
Покажите параолимпийские игры, покорителей гор, творческих людей с особенностями. Это всё позволяет увидеть ребёнку красоту и внутреннюю силу. Учите помогать и давайте возможность спокойно задавать вопросы.
Однажды я делала интервью с мамой ребёнка с синдромом Дауна, которая живёт в Испании. Меня поразило то, как в школах этой страны относятся к людям с инвалидностью.
Учитель, в чей класс пришёл особенный сын этой женщины, объявил родителям: «Вам очень повезло: с вашими детьми будет учиться особенный ребёнок. У детей будет опыт взаимодействия с такими ребятами. Они будут понимать, что есть разные люди. Что кому-то нужна помощь. Вырастут сочувствующими и добрыми».
Если такой подход у взрослого человека, представляете, какой пример он подаёт детям? Особенный ребёнок — не обуза, не трагедия, не «давайте его пожалеем и постараемся не обижать». А «вам и вашим детям повезло». Цените это и учитесь у такого ребёнка. Это то, к чему, на мой взгляд, стоит стремиться и всем взрослым нашей страны.
Объясняйте через творчество
Иногда ребёнку проще понять, почему у людей бывают те или иные особенности развития, через книги и мультфильмы или фильмы.
«Наш любимый м/ф — "Про Диму". Именно при помощи этого мультфильма мы со старшим сыном смогли обсудить тему особенных детей.
Я бы ещё порекомендовала следующие:
- "Маленькая кастрюлька Анатоля".
- "Вне зрения".
- "Преодолевшая".
- "Необычный младший братик".
- "Скарлетт".
- "Тамара".
- "Вальсовый дуэт".
- "Струны".
- "Секрет Маэла".
- "Мой братик с Луны".
Книг тоже выпускается очень много. Например: Анна Анисимова, "Невидимый слон"; Бирта Мюллер, "Планета Вилли"; Тиль Швайгер, Клаус Бумгарт, "Безухий заяц и Ушастый цыплёнок"; Айвен Саутолл, "Пусть шарик летит"; Пер Густавссон, Матс Вэнблад, "Птенчик Короткие крылышки"», – поделилась Елена Сидорова.
Как грамотно ответить на вопросы детей
Почему он так странно ходит/держит руки/ноги/голову?
Потому что у него Детский Церебральный паралич или ДЦП. Вот у тебя легко получается управлять своими руками и ногами, ты можешь бегать и прыгать, а у него это не получается. Ему бы тоже хотелось, но руки и ноги плохо слушаются.
Я не заражусь от неё?
Нет, ни аутизмом, ни ДЦП, ни синдромом Дауна нельзя заразиться, как обычным гриппом. Это стечение большого количества обстоятельств. И здесь нет вины родителей или кого-то ещё. Так получилось.
Он глупый?
Совершенно не обязательно! Возможно, что он быстрее тебя решает в уме примеры, но сказать ему трудно, мышцы не слушаются его. Прояви терпение, и ты научишься понимать, что он сказал. Кстати, когда ты был маленький, то говорил много смешных слов, помнишь? Просто детям с особенностями нужно значительно больше времени, чтобы научиться говорить, чем тебе.
Он стесняется?
Да, ребята часто стесняются своих особенностей и поэтому у них мало друзей, им труднее, чем тебе, найти нового друга. Поэтому ты можешь спросить, как лучше говорить о его особенностях. Потому что болезнь — не он сам.
Можно с ней дружить?
Да, конечно! Это будет самая лучшая помощь и поддержка. А ещё новый опыт для тебя.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий