Запланировать всё на годы вперед и жить по чётко очерченному графику невозможно. И часто две полоски становятся большой неожиданностью, когда впереди ещё лекции, сессии, дипломы. Наши героини рассказали, как они учились и одновременно вынашивали малышей.

«Я изучала туалеты больницы, девчата чистили гнойные раны»

Наталия Купцова, 36 лет, «в положении» заканчивала медицинский колледж

Это было 16 лет назад. Последний третий курс медицинского колледжа, отделение — «Акушерство», впереди — преддипломная практика и диплом, а у меня срок беременности — недель 9.

Я помню, как нас отправили на практику в Гнойное отделение городской больницы. У меня токсикоз в самом разгаре, а тут раны, кровища, гной, бинты. Задача практикантов — сделать перевязку. В этом отделении дежурило где-то 3-4 человека. Естественно, самое противное сбрасывали практикантам.

Мой обычный распорядок дня и без того был очень нарушен: утром чистила зубы, мучаясь от тошноты. Если выворачивало, то потом второй раз аккуратно чистила зубы. Потом приём препаратов железа, ждала, когда закончится тошнота. Затем кружка чая, из еды ничего не лезло, — и на практику. И вот тут на практике мне опять становилось плохо. 

Девочки-одногруппницы, которым «повезло» со мной эту практику отрабатывать, меня, наверное, тихо ненавидели, потому что ни запах, ни вид, ни даже упоминание о перевязках меня не радовали. Я изучала туалеты больницы, девчата чистили гнойные раны.

За первую половину беременности я потеряла около 5 кг и весила где-то 46 кг. Зрелище было ещё то, и я мало чем отличалась от больных, которых мы пытались лечить.

Следующая практика, преддипломная, была в роддоме. Токсикоз уже утих, я была жизнерадостным студентом, рвущимся в родзал. Но тут накатили эмоции: мне стало жаль каждую изнемождённую роженицу, я представляла, как ей тяжело, и ревела вместе с ней.

Вообще это была вторая практика в роддоме. Первая проходила на 2 курсе, но там студентки просто стоят в сторонке и наблюдают. Это примерно два широко открытых глаза (остальные зажмуривались) и 10 ртов. Одно дело в учебнике видеть, другое — вживую. Но теперь мы были на 3 курсе, перед выпуском из колледжа, и нужно было уже уметь не только наблюдать, но и принимать участие. И вот так и рожали — в четыре руки: две опытные акушерские и две трясущиеся мои. С эмоциями я справиться не могла, ревела белугой.

Ещё были разные случаи, например, как-то привезли женщину, у которой малыш погиб внутри утробы, и она рожала мёртвого ребёнка. Вызывали роды, я принимала. Я же в руки и взяла... Эмоционально еле выдержала, а после этого меня отправили в отделение патологии беременных ставить уколы и капельницы беременным. Там было проще.

Финалом был экзамен. Он пришёлся где-то на 20 неделю беременности. Мне достался билет про аборты. Нужно было рассказать теорию, набрать инструменты и на муляже показать, как что происходит на практике. Теорию я знала прекрасно, инструменты набрать — не проблема. Но на экзамене я переволновалась и упала в обморок. В итоге мне всё равно поставили «5», у меня были очень чуткие и прекрасные педагоги.

Сейчас я всё это вспоминаю с улыбкой, а вообще хочу сказать, что всякое в жизни бывает: и беременность, и учеба — всё в кучу. В такой ситуации главное — не нервничать. Это всего лишь учёба, а не вся жизнь!

«Как мать-одиночка я вызывала сочувствие окружающих, кроме одного преподавателя...»

Екатерина Лапина, 35 лет, на третьем курсе университета родила дочь

Я училась в университете на третьем курсе филологического факультета, когда неожиданно забеременела. Ситуация была сложной, учитывая, что отец ребёнка не захотел брать на себя ответственность. Кроме того, он учился со мной на одном курсе, и потому нашу историю любви знали все, включая педагогов. В итоге мне было сложно вдвойне: я видела своего «бывшего», продолжала учиться, а в животе росла дочка.

В то же время, как любой беременной девушке, мне хотелось поддержки и помощи во время учёбы и сдачи сессии.

Когда я была на последних сроках, как раз проходила летняя сессия. Живот было уже хорошо видно, но я с гордостью выпячивала его ещё больше, чтобы всем сразу становилось всё ясно, и чтобы все понимали: всё совсем плохо, всё может начаться в любой момент, и надо срочно ставить мне зачёт или хорошую оценку. Все шли навстречу, помогали, тем более как мать-одиночка я вызывала сочувствие окружающих. Кроме одного преподавателя — по зарубежной литературе.

Я вытянула у него билет, произведение знала, а вот анализ выполнить не смогла.

И он отправил меня на пересдачу, как раз на август — доводы, что мне в этом месяце рожать, не помогли.

Было неприятно, но не катастрофично.

В начале августа родилась моя дочка, я жила в области, и мне пришлось вместе с мамой и ребёнком ехать на пересдачу на машине, кормить малышку перед экзаменом и нестись исправлять свою двойку. Ну, ничего, всё преодолела, была молодая и неглупая, окружающие относились к моему положению лояльно. 

Я не брала академ, в воспитании ребёнка мне помогла мама. И сейчас понимаю, что всё сделала правильно: если бы ушла в академ, то, скорее всего, уже бы не вернулась. Потом, позже, я работала лаборанткой в родном деканате и увидела, какие трудности бывают у студенток, которые берут академ: приходят после в другую группу, с разницей в учебных планах, и вообще год просидеть в декрете — значит отвыкнуть от темпа учёбы, снова вернуться очень сложно. Поэтому мой совет тем, кто оказался в такой же ситуации: если вы мама-студентка, постарайтесь продолжить учиться, не делайте перерывов. Не сдавайтесь, я знаю множество людей, которые через это прошли и у них всё получилось.

И ещё, сейчас я сама работаю педагогом в вузе, и у меня есть одна студентка, которую я до её беременности очень редко видела. Во время беременности она стала появляться чаще, всё вовремя сдала, и сейчас, уже после родов, старательно учится, ходит на практику — по её словам, уже через месяц после рождения малыша она взялась за учебники. Получается, беременность, наоборот, активизировала её силы, желания и стремления.

«Вместо выпавшего билета мы беседовали о детях...»

Анна Пыльцына, 36 лет, «в положении», а затем и с маленьким ребёнком училась на заочном отделении МГУ

Я создавала семейное гнёздышко и училась на тележурналиста, но училась заочно, и потому побывать беременной на сессии мне довелось лишь раз. И уже с животом. Это был третий курс.

Я думала, что будут поблажки, но профессоры смотрели на живот, ласково улыбались и спрашивали при этом по полной. Дабы другим не повадно было беременеть. Лишь однажды мне крупно повезло. Был государственный экзамен по английскому, и устную часть у меня принимала аспирантка, молодая мамочка.

В итоге, вместо выпавшего топика из билета мы беседовали о детях, мужьях, о том, как тяжело совмещать семью и учёбу.

Иностранный не подвёл — в моей жизни появилась первая и единственная пятерка за экзамен, и именно она вошла в приложение к диплому.

В последующие сессии я уже осознала всю серьёзность положения молодой мамы. Готовилась тщательнее и спокойно шла на пересдачи. Кстати, порой брала с собой и ребёнка, когда не с кем было оставить — однокурсницы «караулили» сына, пока я сдавала.

Сейчас, вспоминая всё это, могу сказать, что ничего сложного. Так что бояться беременности во время учёбы не стоит: все трудности, токсикозы и прочие напасти преодолимы. А если нет сил, можно пойти на пересдачу, перевестись с дневного на заочное, взять академический отпуск. Высшее образование, карьера — всё это мелочи по сравнению с первой улыбкой твоего ребёнка и его первыми шагами!

Итак, беременность и зачётка — очень даже совместимые понятия. Главное, не падать духом, идти к своей цели и меньше нервничать.



Читать дальше