Раньше воспитание ребенка представлялось не такой сложной задачей — родители полагались на опыт поколений. Сегодня мы имеем доступ к большому количеству информации по детской психологии и можем критически переосмыслить традиционные решения. Вместе с детским клиническим психологом Викторией Корпачевой мы рассмотрели традиционные подходы и современные теории воспитания детей и выяснили, какие идеи доказали свою эффективность.

Император и раб

«Икудзи» — японская традиционная система воспитания детей. С рождения до 5 лет ребенок — Бог или Император, он идеален. Мама разрешает всё и принимает детские поступки с любовью. Детей здесь не ругают. Коррекция поведения осуществляется за счет крепкой привязанности или «амаэ» (сердечная близость) к маме или другому члену семьи.

Непосед усмиряют, взывая к их чувствам. Например, если младенец ломает игрушку, мама заметит, что игрушке больно. Не желая расстраивать «амаэ», дети ведут себя в границах допустимого. Следующий этап — раб, ребёнок попадает в школу, где его задача — найти своё место в социуме. Инаковость, как и конкуренция, не популярна, а травля в детском саду или школе — очень частое явление. Теория и методика воспитания детей японскими педагогами использует свободу, поддержку и коллективизм.

Виктория: «Масса несовпадений с возрастными особенностями детей, ведь до 5 лет закладывается фундамент характера. Первый кризис, когда родители должны обозначить границы, свои и ребенка, проходит уже в 3 года. Если здесь совершить ошибки семейного воспитания, велика вероятность развития эгоизма, упрямства, своеволия, низкого уровня эмпатии и самокритики».

Англия и Франция

По сей день в Великобритании считается нормальной эмоциональная сдержанность. Правильно воспитанный ребенок не будет легкомысленно хихикать при посторонних. Маленьких граждан здесь учат держать марку, а все всплески оставлять для дома и тесных компаний. Во Франции партию ведут уже не традиции, а закон. Ребенок сам решает, достаточно ли гуманно с ним обходится семья. Если нет — можно и в суд подать, который вполне способен до выяснения обстоятельств лишить родителей их прав на ребенка. Поэтому в стране не приняты физические наказания и любое давление на детей.

Виктория: «Подавление эмоций негативно влияет на развитие. Снижается уровень эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии, развивается вредная психосоматика. Ребенок может испытывать стресс, тревогу. Высока вероятность социального недоверия к окружающим, ведь непонятно, когда взрослые искренние, а когда "держат лицо".

Запрет на физические наказания играет на руку нормальному развитию. Но ребенок часто бывает эмоционально нестабилен, вплоть до 18 лет и особенно во время пубертата. Поэтому возможность на любую строгую родительскую меру подать в суд нельзя назвать абсолютно позитивной».

Испания

В Испании процветает облегченное родительство: с ребенком надо жить так, как и до его появления. Ходить по своим делам, общаться с другими взрослыми. А маленький человек подстроится и втянется в процесс. Этот подход не новый. Во многих традиционных племенах те же основы воспитания детей: с младенчества они сопровождают родителей в их бытовых занятиях. 

Отметим, что испанские папы вполне могут отправиться с наследником, даже если он еще совсем младенец, в спортивный бар.  Другое дело — царящая в обществе страны культура поведения. В барах не станут курить, ругаться и кричать пьяные речёвки. То есть среда благоприятствует тому, чтобы ребенок везде был как дома — в безопасности. К слову, поползать по тротуару или быть не очень тепло одетым — тоже нормально. При этом здесь не принято указывать родителям на ошибки — посторонние взрослые не станут вмешиваться, а мама даст истерике завершиться — ведь считается, что эмоции даже у маленького человека, надо уважать.

Виктория: «Многие пары, становясь родителями, попадают в "домашнюю клетку". Каждый день похож один на другой, все время посвящается ребенку, пары не выходят из дома. Это типичные ошибки в воспитании детей, называется явление — детоцентризм. И это одна из причин большого процента постродовых депрессий и разводов в первые 2-3 года родительства. В культуре с акцентом на родителях, привычном образе жизни даже с ребенком есть вероятность, что в паре будет больше положительных эмоций, а значит и дети в таких семьях более гармоничные и счастливые, кроме того с раннего детства социализированные».

Теория привязанности

Её автор — Джон Боулби, американский психолог ХХ века. В ее основе механизм создания прочной позитивной связи между потомством и родителями, чтобы защитить ребенка от опасностей. Так называемый «хвостик» — это теория в действии. Если малыш следует за вами, но при этом занят своими делами и доволен, значит всё удалось на 100%. То как складывается привязанность, определяет паттерны будущих отношений.

Связь появляется с любым авторитетным взрослым, если он занимается ребенком. Но проще всего ниточка привязанности растет между младенцем и мамой, потому что они знакомы еще с утробы. В ход идут и различные гормональные механизмы. Например, гормон окситоцин, который отвечает за грудное вскармливание, создает чувство нежной привязанности, наподобие влюбленности. С молоком ребенок получает гормон сна мелатонин, когда сам его еще производить не может.

Виктория: «Теория мне близка и является одной из основ моей психотерапевтической практики. В искренних радостных эмоциях родителя, адекватном и своевременном удовлетворении потребностей ребенка — голод, тепло, жажда, сон, объятия, формируется базовое доверие к миру и чувство безопасности. Это особенно важно до 2-х лет. Став взрослым, человек спокойно пройдёт сепарацию от родителей, успешно вольётся в общество и будет уверенно добиваться успехов».

Я вырос успешным, потому мне радовались

Психолог Людмила Петрановская — автор популярных книг о том, как растить счастливых детей, не сходя с ума. Помимо множества практических советов и научных фактов, есть общая направленность всех ее трудов. То, насколько рады родители прибавлению в семье, сколько времени они отдают искренним проявлениям любви к своему ребенку, закладывает его планку успешности. Например, автор советует, обнимая ребенка, всегда ждать, когда тот отпустит родителя. Ведь такие простые вещи, как неограниченная любовь (по времени в том числе), будут его фундаментом.

Виктория: «Благодаря безусловной родительской любви, которую важно открыто проявлять в раннем возрасте (от рождения до 4-5 лет точно), ребенок растет с адекватной самооценкой, стрессоустойчивым и активно познаёт мир. На занятиях мы делаем акцент на мамином эмоциональном отклике — радость от успехов малыша, восхищение от его творчества, проявление сочувствия, когда у ребенка что-то не получается с первого раза».

Я почти могу

Зона ближайшего развития сегодня кажется очевидным явлением. «Отец» этого знания, Лев Выготский, российский ученый. Все мы проходим через стадии бесконечного научения, однако в детстве они же помогают развиваться основам нашей личности. То есть уметь что-то значит расти. Возле каждого умения есть буфер из трех частей: я только пробую, у меня почти получилось, я это могу — и далее новый виток — «давайте усложним». Задача родителя оказывать экспертную поддержку: помогать, пока ребенок учится, но давая делать ошибки, и вовремя умыть руки, чтобы маленький человек освоил умение. Это дает ему радость свершения и удовлетворяет потребность в компетентности.

Виктория: «Гениальная психологическая теория не только о действительности, но и о развитии личности. Ребенку в самом начале активного познания должны помогать родители. Ребенок после года сам активно стремится все изучить, потрогать, и важно, чтобы в этот период родитель обеспечивал безопасность этого процесса познания.

Маленьким детям полезно давать максимум времени на него: игры с крупами, песком и водой, формирование целого из частей: пазл или конструктор».

Теории развития интеллекта и возрастных кризисов

Основу возрастной психологии и изучения детского мышления заложил французский ученый Жан Пиаже. Сегодня очень много психологов внесли вклад в эту «базу данных». При этом исследования ведутся достаточно активно и ученые часто представляют миру факты о том, что и как развивается в детском сознании.

Основная идея — помогать правильному становлению личности можно, ориентируясь на возрастные кризисы, так как на каждом этапе взросления у ребенка развиваются те или иные качества, чувства и свойства интеллекта.

Виктория: «Возрастные кризисы — необходимые и важные периоды в развитии. И понимание родителями сути каждого кризиса, поможет им адекватно реагировать на изменения в поведении ребёнка и помочь ему гармонично и успешно пережить этот этап.

Например, во время кризиса трех лет, родителю важно понимать, что формируется характер, появляется новообразование "я сам", и именно в этом период пора давать ребенку возможность проявлять в некоторых вопросах самостоятельность и подкреплять ее, чтобы ребенок был уверен в себе и инициативен».

Сегодня родителям подсказывают, как лучше поступить не только теории воспитания детей дошкольного возраста, но и вся наука: медицина, например, неврология, генетика, логопедия, психиатрия и общие сведения о человеке. Многие процессы, о которых создатели классических теорий просто не знали, в нашем теле происходят под влиянием созревания мозга, работы вегетативной и нервной систем и многих других факторов.


 



Эксперты: Виктория Корпачева

Читать дальше