В Ингушетии суд после рассмотрения дела о незаконном женском обрезании признал нанесенный девятилетней девочке вред легким. Калечащую операцию провели без согласия матери. Следственный комитет обвиняет гинеколога детской клиники в Магасе.

Инцидент произошел в июне 2019 года. Родной отец позвал дочь от первого брака погостить к себе в Магас. Она приехала вместе с братом. Буквально на следующий день мачеха отвела девочку в клинику «Айболит». Там ей сделали операцию по женскому обрезанию, которая во всем мире уже давно признана калечащей.

По словам девочки, мачеха и врач силой уложили ее на операционный стол. Эту версию подтверждает и следственный комитет. Обрезание проводила Изаня Нальгиева.

А после операции отец дал дочери 500 рублей и отправил назад к матери вместе с братом на маршрутке. О том, что произошло, мама девочки узнала в тот же день, когда дети вернулись из Магаса. Она отвела дочь к хирургу, который и диагностировал «состояние после ритуального обрезания». Мать сразу подала заявление в СК по Чечне.

Отец девочки на допросе рассказал, что отвел дочь в клинику для «мусульманского ритуала обрезания». В свое «оправдание» мужчина сказал, что операция девочке была нужна, чтобы та не возбуждалась.

Следственным комитетом в Чечне была назначена судебно-медицинская экспертиза. Специалистам предстояло выяснить, какова тяжесть нанесенного вреда и повреждена ли у девочки детородная функция. По итогу экспертизы было дано заключение — угрозы для жизни девочки нет, и в будущем она может родить. Но эксперты при этом отметили, что выбранная гинекологом методика не соответствует стандартам Минздрава и показаний к операции не было.

Материалы проверки потом передали в управление СК по Ингушетии. Здесь эксперты выясняли «могут ли быть нарушены функции деятельности прооперированного органа» и «имелась ли угроза для здоровья» ребенка. Специалисты в заключении по делу написали, что никакой угрозы не было, поскольку для проведения операции был выбран «щадящий» метод обрезания — насечка на капюшоне клитора, а не полное его удаление. Эксперт, как и чеченские врачи, отметил, что оперативное вмешательство с малой долей вероятности приведет к нарушениям функции прооперированного органа.

Следственный комитет на основании выводов, сделанных экспертами, завел на гинеколога уголовное дело об умышленном причинении легкого вреда здоровью. Эксперты посчитали, что раз девочка еще может родить, значит вред именно легкий. А это штраф до 40 тыс. рублей и исправительные работы на срок до 4 месяцев.

С решением категорически не согласна Татьяна Саввина, юрист «Правовой инициативы». По ее мнению, девочке нанесен не только физический вред, а еще психологический. Но такую экспертизу СК, конечно, не провел.

Эксперты посчитали, что рана скоро заживет, значит вред от преступления легкий. Но как быть с тем, что девочка теперь боится даже в поликлинику зайти?

К тому же, пока непонятно, как операция повлияла на чувствительность клитора, — эксперты в СК это, по всей видимости, не проверили. Им было достаточно того, что девочка сохранила свои детородные функции.

Дело уже закрыли, но Татьяна Саввина намерена просить вернуть его на дорасследование. Нужны дополнительные экспертизы. К сожалению, сейчас рассмотрение дела приостановили из-за карантина. Правозащитники настаивают, что калечащую операцию нужно квалифицировать как преступление. При этом наказание должны понести все фигуранты дела – и отец, и мачеха, и руководство клиники. Сейчас же за все «отвечает» только гинеколог.

У Татьяны Саввиной, поскольку она не успела рассмотреть все материалы дела, пока нет конкретного плана действия. Все же это первый процесс, касающийся ритуального женского обрезания в России. Возможно, удастся перевести дело в категорию насильственных действий сексуального характера или же рассмотреть в намерениях отца признаки возбуждения ненависти по признаку пола.

Но известно точно, что можно привлечь клинику к ответственности за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Гинеколог перед операцией не провела никаких исследований, что могло обернуться серьезной трагедией. К тому же, сама Изаня Нальгиева уже 5 лет не повышала свою квалификацию.

Гинеколог сейчас находится под подпиской о невыезде. В своих показаниях на допросах СК она путалась. То говорила, что отец привел девочку на ритуальное обрезание. То утверждала, что провела операцию, поскольку в области клитора у пациентки наблюдалась «припухлость и болезненность». А сама клиника и вовсе отрицает причастность к делу — руководство уверяет, что здесь не проводят калечащих операций.

Впрочем, есть доказательства того, что это ложь, – переписка подставного клиента клиники с вопросом об операции. В личном аккаунте учреждения назвали имя гинеколога, который проводит женское обрезание, и цену за услугу.

К сожалению, Роспотребнадзор со своим заключением затягивает. Пока неизвестно, в каким выводам пришли специалисты по законности работы клиники.

Как считают правозащитники, власти на Кавказе не предпринимают никаких мер для искоренения ритуальных женских обрезаний. Нужны соответствующие законы, а главное — «правильная» позиция религиозных деятелей по этому вопросу. Пока — ни того, ни другого.

Источник: zona.media



Читать дальше