В этому году слово «зажечь» рискует потерять положительное значение. Ведь Россия побила свой и мировой рекорд по площади горящих лесов.

Хештеги #сибирьгорит #мыхотимдышать #потушитепожарывсибири #остановиогонь и схожие с ними заполнили социальные сети. Всё дело в лесных пожарах, которые более 2-х недель происходят в Сибири, а также в смоге, который продолжает распространяться не только в РФ, но и за её пределами.

Все начиналось с небольших «привычных» возгораний, локальных — по 3-5 гектаров, и власти решили наблюдать. Однако в какой-то момент площадь очагов значительно выросла, и ситуация приняла масштаб экологического бедствия, которое теперь уже потушить практически невозможно.

Почему пожары не ликвидировали, пока они не захватили огромные площади? 

В сети можно встретить фразы «исторически не тушили» и «вне территорий контроля». Что это означает? Первое — это очень размытое объяснение без фактической основы. Да, в советские времена тушили далеко не все пожары. Отчасти из-за несовершенства техники, отчасти из-за бедности сферы (ведь для таких работ нужны не только техника и люди, но и горючее для транспорта, химикаты). Кроме того, чтобы точно и вовремя ликвидировать огонь, необходимо его видеть, а пространства в Сибири огромные. Сегодня эти функции выполняет мониторинг из космоса, поэтому эти горячие катаклизмы специалисты наблюдали с самого начала.

Второе — это отсылка к действующему несколько лет закону о зонах контроля — отдалённые лесные территории, где закон разрешает не тушить пожары, а наблюдать за развитием событий при помощи космического мониторинга. Они находятся на границе или вне областей применения пожарной авиации. По закону в эти зоны должны были попасть леса, которые готовяться к освоению в будущем и где нет жилых территорий, а по факту в них есть поселения. Оберегается от огня и браконьеров лишь часть, например, там, где заготавливают промысловый лес.

Поэтому активисты, призывая тушить пожары, не забывают о необходимости пересмотра законов.

Есть также причины в реальном времени, которыми руководствовались руководители субъектов РФ. Так, губернатор Красноярского края Александр Усс заявил:

«Если у нас зимой холодная погода и возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее. Вот нечто похожее, думаю, применительно и к лесным пожарам. Дело не только в правительстве, дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно».

По словам Усса, «драматизация» этой темы связана «с высоким уровнем задымления».

Однако, с таким выводом не согласны жители задымленных районов, а также экологи. Первые напоминают, что даже если не брать в расчет сгорающую заживо флору и фауну родных лесов, остается смог — чрезвычайно опасное явление, даже если вы живете в задымленном городе несколько дней. А из-за пожаров пелена дыма накрывает города и поселки уже несколько недель.

Поэтому ответом на заявление об «экономической невыгодности» пожаротушения-2019 стал возмущенный вопрос населения «здоровье и жизни наших детей не стоят этих денег?»

А что тушат и какие меры планируются?

По данным на полночь 29 июля работы по активному тушению пожаров (данные федерального агентства лесного хозяйства) ведутся на площади около 80 тыс. га.

Также сделал заявление первый заместитель главы МЧС Александр Чуприян: «руководство ведомства приняло решение об усилении противопожарных мер, а экономические соображения не должны мешать тушению пожаров».

Во вторник, 30 июля, в Госдуме сообщили, что будут ставить перед Министерством природных ресурсов и экологии вопрос пересмотра нормативных документов, позволяющих властям субъектов РФ отказаться от тушения некоторых лесных пожаров на основании прогноза о возможном ущербе.

Что горит и где сейчас смог?

В огне около 3 миллионов гектаров. Еще несколько дней назад назывались цифры — 1,5 миллиона. В огне леса в 13 регионах страны: Якутия, Красноярский край, Иркутская область, Забайкальский и Хабаровский края, Амурская область, Камчатка, Еврейская АО, Магаданский край и республика Тува, Бурятия, Приморский край и Чукотский АО.

По данным властей, огонь не представляет опасности для населенных пунктов. Однако, кроме официальных источников, сегодня «говорят» социальные сети. Люди из поселка Ванавара опубликовали в инстаграме пост, где сообщается, что пожар всего в 15 км от населенного пункта. А специалисты говорят — опасности нет: «Этим дышат люди, дети, старики на протяжении уже нескольких недель (…) Горит тайга вокруг поселка (…) Если огонь доберется до Собинского причала в километре от поселка, на котором расположены огромные бочки с топливом, поселок просто снесет с лица земли. На фото моя 7-летняя племянница, и еще 1000 детей (…) задыхаются».

© https://www.instagram.com/nebo.community/

В регионах, где горят леса, из-за задымления закрыты аэропорты, можно также предположить, что уехать на авто- и железнодорожном транспорте оттуда также проблематично. Пожарам в ряде локаций присвоен 5-й, наивысший, класс опасности.

Смог накрыл не только города между пожарами, но и распространился далеко за их пределы. Так, в смоге потонули Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск и сотни других крупных и маленьких населенных пунктов.

Не так давно поступили сообщения о дыме в Казахстане, в том числе в столице страны. По прогнозам экологов, наш смог скоро доберётся до Аляски и Канады. При этом власти утверждают, что жителям городов нечего опасаться, ведь в атмосфере нет предельной концентрации вредных веществ. Однако, в свете того, что даже Казахстане в атмосфере обнаружили опасные концентрации химикатов из смога, эти уверения местных чиновников РФ кажутся сомнительными.

Что дает чрезвычайное положение?

ЧС не может гарантированно потушить лес, но должно помочь восстановить безопасность жизни и здоровья людей. Так, в режиме чрезвычайного положения может быть введен протокол «черное небо». Он типичен для Красноярска — в промышленном узле регулярно бывает смог от фабрик и бытовых выхлопов. И если погода безветренная и облачная, то город накрывает удушливая серость.

«Черное небо» бывает трех степеней и в зависимости от этого позволяет на тот или иной процент сократить на время ЧС объемы работы заводов (уменьшить их смог), запретить автотранспорт. Кроме того, в чрезвычайном положении можно эвакуировать людей и получить от федеральных властей большее финансирование на борьбу с огнем.

Сейчас ЧС введено в 5 регионах страны (за 29 и 30 июля). Возможно, на ситуацию смогла повлиять петиция — общественная инициатива, призывающая тушить пожары, а не ждать, а также ввести ЧС, набрала более 800 тысяч подписей. Со схожей петицией выступал Гринпис России, собрав около 100 тыс. голосов.

Что говорят экологи?

Экологи называют происходящее катастрофой и обозначают урон — 10 лет необходимо будет на восстановление лесов. Кроме того, невозможно переоценить вред для здоровья людей (особенно детей, беременных женщин и пожилых) в регионах, затянутых смогом.

Говоря о том, что такие пожары «природное явление», экологи категоричны — невозможно. Температура, необходимая для того, чтобы воспламенилась сухая трава — около 200 градусов по Цельсию. Деревьям нужно еще больше накала. С таким Солнцем планета давно бы выгорела.

Версии о сухих грозах не комментируют, но специалисты настаивают на причастности человека. Это вовсе не обязательно умышленный поджог — достаточно непотушенной сигареты, костра (даже тлеющих углей), спички.

При этом экологи отметают рациональность «экономического поджога» — по одной из версий в сети, лес поджигают специально. Верхушки и ветви сгорают, а стволы остаются целыми. После окончания пожара лес уже не оживет сам, деревья так или иначе придется рубить — а такой «подогретый лес» отлично подойдет для заготовок. Такой способ прочат тем местам, где без катастроф вырубка запрещена.

Однако специалисты уверены — при пожарах, даже если стволы остаются стоять, в промысле их использовать уже нельзя. Древесина теряет в качестве и не годится для заготовок.

Еще одна «криминализированная версия» — это желание скрыть незаконные вырубки. Ее пока не комментируют. Косвенно за умышленный пожог говорят несколько раз возобновлявшиеся возгорания, которые зафиксировали со спутника.

Как вести себя, если в городе смог?

Жителям промышленных мегаполисов к грязному воздуху не привыкать. Но если мы не говорим о непредвиденных опасных выбросах в режиме «катастрофа», то все эти явления проигрывают смогу. Горение требует кислорода и поставляет в наш воздух смертельно опасные химические агенты.

Если на том же Красноярске задержался промышленный смог, люди предпринимают меры и ждут ветра. Для природной «анти-пожарной» программы нужен дождь. Но сегодня метеорологам порадовать жителей в зонах бедствия нечем — осадки здесь крайне скупы в это время года, а в ближайшее время их не предвидят совсем.

Что можно сделать:

  • По возможности покинуть город или другую задымленную территорию.
  • Не проветривать или открывать окна в часы наименьшего задымления (обычно днем).
  • Форточки, двери и окна, которые вы не собираетесь использовать в ближайшее время — заклеить (как раньше на зиму).
  • Щели в используемых проемах проложить мокрой тканью, намочить занавески.
  • На улицу необходимо надевать респираторы с фильтрами поглощения микрочастиц или противогазы: марлевые повязки и медицинские маски не способны задержать вредные примеси даже на 10 минут.
  • Не гулять с детьми.
  • Проветривать помещения только очистителями воздуха или кондиционерами.
  • Принимать отхаркивающие средства после консультации с врачом, и если нет известных противопоказаний.
  • При первых признаках отравления обратиться в больницу.
  • Пить много жидкости, в том числе молока. Принимать активированный уголь.
  • Если у вас есть хронические заболевания, а также родителям маленьких и особенно грудных детей желательно проконсультироваться с врачом.

Что говорит общественность?

Жители городов в пожарном смоге негодуют, один из флешмобов проходит под хештегом #мыхотимдышать. Оснований для такой реакции масса. Так, по свидетельствам очевидцев в соцсетях, новорожденные вынуждены спать с мокрыми марлевыми повязками на лицах даже в помещении.

Вместе с петициями от Гринпис и общественности в инстаграме в поддержку срочных мер в Сибири высказались звезды российской эстрады, такие как  Баста, Станислав Бондаренко, Сергей Лазарев и Сергей Зверев.

Этот месяц богат на трагедии: чуть более недели назад в Хабаровске сгорел палаточный лагерь. Рассказываем, как все произошло и кто виноват.



Читать дальше