Дети гораздо более подвержены страхам, нежели взрослые, а некоторые так и хранят в себе зерно каких-либо фобий, даже повзрослев. О том, как это работает и что с этим делать, рассказывает психолог Светлана Сыпкова.
Что такое страх в принципе, откуда он берется?
Психологи знают, что страх — это базовая эмоция и основана на инстинкте самосохранения. То есть все наши страхи носят защитный характер, тесно связаны с химическими процессами в организме, поэтому всегда сопровождаются физиологическими изменениями: частота пульса и дыхания, показатели артериального давления, потоотделения.
А детские страхи отличаются от боязней их родителей?
У детей выделяют группу возрастных страхов, т.е. приемлемых для конкретной возрастной категории, и группу «внушенных» страхов.
Первая группа напрямую связана с развитием воображения у ребенка и знакомства с миром сказок и легенд, сюда относится страх сказочных героев, например.
Источник страхов во второй группе — окружающие, которые по разным причинам склоняют ребёнка к переживанию эмоции страха, указывая на опасность реальной или выдуманной ситуации. Так, к внушённым страхам ребенка относят страх смерти, несчастного случая и неизлечимой болезни, пожара, убийства и т.п.
Это вся градация?
На самом деле нет, она более обширна. Так, в психологии выделяют еще несколько видов детских страхов:
— ситуативный страх — может возникнуть в необычной и опасной обстановке, которая шокирует ребенка;
— реальный страх или острый страх — определен конкретной жизненной ситуацией. Например, ребенок боится пылесоса, так как он шумит;
— личностно-обусловленный страх — возникает под влиянием формирующегося характера ребенка. Например, под влиянием значимого взрослого ребенок может стать мнительным или тревожным;
— воображаемый страх и хронический страх — предопределены особенностями личности ребенка. Например, ребенок боится темноты, так как в ней живут монстры.
Таким образом, страхи можно разделить на две группы: рациональные, например, ребенок боится собак — действительно, собака может причинить вред, укусить; и иррациональные — например, страх гулять в парке, потому что там можно встретить собаку (но ведь можно и не встретить или встретить ее в другом месте).
Как же понять, какие страхи мучают ребенка?
Существуют различные методики для выявления уровня и вида страха. Мне нравится методика «Страхи в домиках» (авторы А. И. Захаров и М. А. Панфилова). Ее могут применять как специалисты, так и родители самостоятельно.
Суть методики в том, что страхи ребенок должен разложить по «домикам», которых два: первый — с самыми страшными страхами, а второй — с не очень страшными страхами.
Авторы предупреждают: прежде чем оценивать результаты своего ребенка, родителям следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Эти страхи чаще всего носят преходящий характер.
Что еще следует помнить родителям?
Родителям также следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно ими самими. А некоторые страхи, возникшие у ребенка, сознательно взращиваются в процессе воспитания. Так, мамы обычно передают детям тревожность и беспокойство, а папы — мнительный способ реагирования на жизненные ситуации, что и провоцирует возникновение у ребенка боязливости и страха.
В моей психологической практике был такой случай. На прием пришла мама с 6-ти летней девочкой, которая боялась дверей. Ситуация дошла до того, что приходилось кому-нибудь проносить ее через дверной проем, если надо было перейти из комнаты в комнату, выйти из квартиры и т.п. У ребенка просто отнимались ноги от страха.
Девочка придумала целый ритуал, который ей надо было совершить, чтобы открыть или закрыть дверь. В ходе работы с ребенком выяснилось следующее. Папа работает по сменам и несколько раз в неделю у него выпадает ночное дежурство. Когда-то давно мама, проводив отца на работу, в шутку крестила дверь, подмигивала дочке и говорила: «Вот теперь с нами ничего не случиться, с нами крестная сила!» После этого мама с дочкой занимались какими-то делами, но девочка запомнила этот ритуал и, в силу возраста не понимая тонкостей маминого юмора, стала подозревать, что дверь надо крестить, потому что она может быть опасной. А чтобы уменьшить опасность двери, она и сама стала исполнять различные ритуалы, что вначале даже веселило маму. Тревога у ребенка усиливалась, страх постепенно перешел в стойкую фобию. Несмотря на то, что мамин ритуал забылся сам собой, переживания ребенка не прошли и закрепились.
Правда ли, что иногда дети и не боятся вовсе, а лишь показывают свою беззащитность, чтобы добиться своего?
Конечно, и это отдельная тема для разговора. Детский страх — это ведь не только сами эмоциональные реакции, но и видение происходящего самим ребенком. Эмоции и интерпретации реальности задают алгоритм внутреннего поведения.
Детские страхи разнообразны и, если не вдаваться в излишние подробности, то все они сводятся к трем видам: честных страх, страх обращения к кому-то за помощью и манипулятивный страх.
Пожалуй, последний бывает очень трудно отделить от иррационального, но его ребенок использует только для того, чтобы управлять родителями. Это становится понятно через некоторое время.
Был такой случай в моей практике. В частной школе дети иногда находятся полный день, с утра и до вечера. Случилось так, что в один из вечеров первоклассница осталась в классе последней — всех детей забрали пораньше, а ее родители пришли к концу рабочего дня. С этого вечера девочка стала просить родителей забрать ее из школы немного раньше: очень ей хотелось уйти из школы первой. Родители не всегда могли забрать ее раньше, и тогда у девочки возник страх. Страх, что с родителями что-то случиться «страшно-ужасное» и они ее не заберут из школы домой. И каждый школьный день она плакала, просила других помочь ей справиться с тревогой и страданиями, бегала к врачу в медицинский кабинет. Воспитатель класса, чтобы ее успокоить и доказать, что с родителями все в порядке, звонила им и давала ей трубку. Она рыдала в трубку, причитая и подвывая. Родители бегом бежали в школу, чтобы успеть к назначенному времени — не позже 17-00. И все это только для того, чтобы получить свое любой ценой.
Как победить детские страхи?
Надо понимать, что часто за стойкими страхами стоит неправильное поведение родителей. И работу надо начинать не с ребенка, а с ближайшего окружения: мам, пап, бабушек, дедушек и других. Конечно, чаще это женская часть семьи. Поэтому первое, что нужно делать, — взрослым проанализировать, что они делают или говорят такого, что провоцирует у ребенка страх.
Второе — никак и ничем не подкреплять боязливое поведение детей: не жалеть, не потакать.
Давайте поговорим также и о ночных страхах. Как помочь ребенку в этом случае?
Методов и приемов проработки страхов много.
Хорошо зарекомендовали себя арт-терапевтические методики, когда страхи рисуют, отпускают в виде шариков, надутых гелем.
Можно проигрывать страхи в играх-драматизациях, сценках, когда роли родителя и ребенка меняются. Например, папа начинает бояться собаку, а сын его уговаривает и объясняет, почему не надо бояться всех собак подряд, какими разными они бывают и т.п.
Один из методов — повышение у ребенка уверенности в себе. Формируется в активных играх с препятствиями, сюда же можно отнести прятки в темном шкафу, лазанье по деревьям. Такие задания снимают страхи перед темнотой, высотой, сердцебиением.
Да, был в моей практике и такой страх. Мальчик отказывался бегать, потому что «сердце будет сильно биться и порвется». Кстати, бабушка ему часто говорила, забирая из детского сада, что так торопилась, бежала за ним, что у нее чуть сердце не разорвалось и давала послушать, как сильно бьется ее сердце. Видимо, таким образом бабушке хотелось показать, как сильно она любит своего внука, что даже сердца не жалко ради него разорвать. Лучше бы просто так и сказала: «Люблю тебя всем сердцем».
И с чего же стоит начать?
Основной прием в работе со страхами у детей — это снятие у ребенка страха перед самим страхом. Ребенку важно объяснить, что страхи бывают у всех. Бояться — это нормально и естественно, что родители любят своего малыша. Разговор о страхе, принятие и транслирование любви делают ребенка спокойнее.
Что это за разговоры?
Детям объясняют это самыми различными словами и способами:
«Страх — это не страшно»,
«Бояться — нормально»,
«Боятся все, бояться не стыдно»,
«Страх нам помогает, страх заботится о нас».
Как они действуют?
Подобные внушения преследуют одну цель: сформировать у ребенка нормальное отношение к проявлениям страха: сердцебиению, дрожанию, изменению дыхания, т.е. к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Ребенок может сам справляться со своими страхами, ему надо только немножко подсказать, как это можно сделать.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий