В научном журнале European Early Childhood Education Research Journal Rugrats опубликовали статью группы российских психологов, которые изучали навыки понимания эмоций среди малышей, посещающих детский сад. В ходе эксперимента специалисты наблюдали за 592 детьми 5-6 лет.

Главная цель эксперимента — выявить различия в понимании эмоций маленькими детьми в зависимости от образовательной среды. Но почему психологи стали «проверять» садики? Дело в том, что именно сейчас активно формируются навыки понимания эмоций — ребенок учится общаться не только со сверстниками, но и со старшими.

Психологи свой тест проводили следующим образом — оценивали качество образовательной группы по русскоязычной шкале ECERS-R, а потом предлагали детям несколько тестов, связанных с эмоциями.

И получилось вот что. Дети, которые самостоятельно придумывали игры и разрешали конфликты, лучше справляются с задачей понимания эмоций своих сверстников, чем те, которым помогают «во всем разобраться» воспитатели. Можно сказать, что они более коммуникабельны — умеют угадывать эмоции по мимике, более спокойны в конфликтах, делятся игрушками.

Психологи объясняют полученные данные следующим образом. Предполагается, что самостоятельно ребенок быстрее осознает свои и чужие границы — в целом, набирается социального и жизненного опыта. А когда малыша постоянно «опекают» взрослые, этот процесс немного затягивается.

В этой подборке мы собрали пять книг о воспитании детей, которые нужно прочесть всем родителям.



Читать дальше