Януш Корчак — польский педагог и общественный деятель, автор уникальной педагогической методики и учредитель Дома сирот в Варшаве. Сегодня раскрываем наиболее интересные тезисы из его книги «Как любить ребенка» (1919-1920), которая в свое время стала настоящим прорывом в педагогике и остается знаковой и по сей день.
«Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений».
Прошедший суровую школу гимназий царской России, Корчак выступал против перемалывания личности ребенка. Открывая свой Дом сирот, он настоял на его полнейшей автономности — как и педагогического процесса, так и жизни воспитанников.
В Доме сирот хозяевами были дети, а не воспитатели, и тем более, не сам Януш Корчак. Все вопросы решались на общих собраниях, где присутствовали все воспитанники, проблемных ребят не наказывали, а их поведение рассматривали на Товарищеском суде.
Более того — один раз на Товарищеском суде дети рассматривали дело и самого Корчака. Он не сдержался и отшлепал одного из разбаловавшихся детей.
Эта система широкого детского самоуправления была абсолютно оригинальной и новаторской, воспитанники с детства знали, что у них, сирот, есть право голоса и выбора, что они могут и должны сами распоряжаться своей жизнью, и не подстраиваться под существующие рамки.
«Вместо того, чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример удачного ребёнка и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…»
Дети — разные, у каждого свои способности и пристрастия. Кто-то любит читать, а кто-то решать задачки, но тот, кто любит читать никак не хуже любителя математики. Этот вывод Корчак вынес из своей юности, когда ему, еще школьнику, приходилось подрабатывать репетитором, чтобы помочь своей семье при недееспособном отце. Он преподавал и детям младше его, и старшеклассникам, и своим ровесникам. Для каждого своего ученика у юного Януша Корчака был индивидуальный подход и свои принципы воспитания.
Позже родители еще вчерашних «двоечников» удивлялись, как этот мальчик, который годится их ребенку в школьные товарищи, так смог поднять его успехи по учебе. В течение всей своей жизни право ребенка на индивидуальность, на любовь, уважение родителей, несмотря на успехи или неуспехи в учебе, Корчак ставил превыше всего.
«Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности».
Организовывая Дом сирот, Корчак думал, прежде всего, об обездоленных детях, для которых будущее было предопределено: маргинальная среда, из которой почти невозможно вырваться. И детям этих детей была уготована та же участь.
Выпускники Дома сирот выходили из его стен другими людьми, твердо стоящими на ногах. Они строили свои семьи по заветам Старого Доктора, не повторяли ошибки своих родителей, и давали уже своим детям лучшую жизнь и новые возможности.
Корчак говорил о том, что в Доме сирот он создает не временный оазис прекрасной жизни, а настоящий новый старт, зная, что такой же старт, такое же счастливое детство его воспитанники дадут своим детям.
За это старый Доктор не просил денег ни у бывших воспитанников, ни у спонсоров — главной его наградой было видеть счастливые судьбы своих бывших воспитанников.
«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…»
Дети — это маленькие люди, так считал Старый Доктор. Все проблемы, которые так часто встают перед взрослыми: вспыльчивость или нерешительность, лживость или доверчивость — это то, что идет с человеком всю жизнь, начиная с детства. Взрослого человека переделать уже невозможно. Нельзя и переделывать детей, ведь педагогика — это не «подгонка» маленького человека под определенные рамки, это воспитание его характера и помощь в становлении личности.
«Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему».
Когда немцами было принято решение об истреблении евреев в Варшавском гетто, подпольщики организовали Янушу Корчаку побег: были готовы новые документы, подкуплено несколько охранников, было готово убежище. Однако Старый Доктор ясно дал понять, что детей он не оставит.
«Корчак мог выйти из гетто в любую минуту — вспоминал позднее подпольщик Игорь Неверли — Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере?» Второй раз Корчак отказался от спасения непосредственно перед отправкой в концлагерь, разделив участь со своими сиротами и коллегами.
О подвиге и о жизни Януша Корчака вы можете прочесть в нашей предыдущей статье.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий