По данным ВОЗ, в России 6% детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, и эта цифра только растет. СДВГ – это нехватка самоконтроля и расстройство саморегуляции ребенка. Отсутствие этих навыков делает детей несчастнее. Ведь человек, неспособный контролировать эмоции и поведение, вряд ли получит от жизни то, что хочет.

Самоконтроль и саморегуляцию детей исследует американский нейробиолог Эрин Клейбоу. Эрин — ведущий спикер глобальной образовательной конференции  EDCRUNCH 2019, которая пройдет 1 и 2 октября в Москве. 

Самоконтроль помогает ребенку сдерживать импульсы, вызванные негативными эмоциями — гневом, страхом, обидой. Самоконтроль как мышца, которую стоит тренировать с раннего возраста. Клейбоу пишет: «Родителям полезно знать, что, прививая детям привычки или устанавливая ежедневные правила, они укрепляют синаптические связи и стимулируют моделирование нейронных цепей».

Грубо говоря, родители отвечают за формирование структур детского мозга. Чтобы человек мог контролировать себя во взрослой жизни, нужно еще в детстве заложить основу. Для достижения успеха, в том числе в учебе и карьере, в ребенке нужно воспитывать не только самоконтроль — нужна саморегуляция, а это не одно и то же.

Так происходит передача нервного импульса и формирование нейронных связей в мозге.

Самоконтроль ≠ саморегуляция

Самоконтроль — это преодоление негативных эмоций и мыслей, подавление автоматических реакций. Суть навыка заключается в том, чтобы «не действовать». Ребенок с развитым самоконтролем не заплачет и не начнет драться с малышом, который забрал лопатку. 

Саморегуляция — умение управлять эмоциями, чувствами и поведением при взаимодействии с окружающими людьми. Речь о том, как «действовать» в подобных ситуациях. Ребенок из примера выше не только не расстроится, а попробует придумать игру, которая заставит малыша потерять к лопатке интерес.

Если говорить метафорично, самоконтроль помогает потушить пожар, который уже случился. Саморегуляция позволяет его не допустить, соблюдая нормы пожарной безопасности. 

Самоконтроль помогает ребенку контролировать эмоции, мысли, поведение и избегать соблазнов. К примеру, малыш с хорошим самоконтролем не устроит истерику в супермаркете, если вы откажетесь купить ему игрушку. 

Саморегуляция же гораздо шире самоконтроля. По мнению нейробиолога Клейбоу, она состоит из умения контролировать себя, эмпатии и креативности. На отказ купить игрушку ребенок с развитой саморегуляцией не зарыдает, а постарается понять причину. Или узнает, сможет ли он заслужить игрушку. 

Еще пример. Самоконтроль поможет ребенку преодолеть злость, если другой запустит в него бумажный самолётик в садике. Ребенок с высоким уровнем саморегуляции оценит обстановку, постарается понять, почему товарищ так поступил. Возможно, он напрямую спросит об этом, чтобы решить проблему. Саморегуляция помогает проанализировать чужие эмоции и чувства, чтобы выбрать адекватную модель поведения. 

Или представьте: ускакал мячик, и малыш не смог его поймать. Самоконтроль поможет сдержать слезы. Саморегуляция подскажет взять другую игрушку и продолжить игру. 

С самоконтролем связаны две опасности

Наука считает, что ресурсы на самоконтроль ограничены. Например, нейробиологи выяснили, что самоконтроль требует достаточного уровня глюкозы в мозге. Низкий уровень глюкозы приводит к тому, что ребенок не способен сдержать себя даже в тех ситуациях, которые раньше не вызывали проблем. К примеру, ребенок всегда адекватно реагировал на отказ купить игрушку, а однажды бросился в слезы. Вспомните — давно ли вы его кормили? 

В краткосрочной перспективе регулярное использование навыка самоконтроля ведет к истощению ресурсов. Но самоконтроль как мышца, помните? Если развивать этот навык, объем ресурсов постепенно будет увеличиваться. Поэтому так важно учить ребенка самоконтролю с самого детства. 

Самоконтроль поможет ребенку совладать с импульсом, вызванным желанием сладкого.

Но не переусердствуйте — чрезмерный самоконтроль приводит ребенка к зажатости и механическому блокированию негативных эмоций. Если они не находят выхода, то превращаются в пассивную агрессию. Клейбоу уверена, что саморегуляция решает эту проблему: помогает ребенку не слепо подавить чувства, а переоценить собственную реакцию и найти выход из ситуации. 

Эрин Клейбоу — профессор детской психологии Университета Вирджинии, мама четырех детей, выдающийся исследователь-нейробиолог, автор бестселлера «Вторая природа: как нейронаука может помочь развивать у детей кревтивность, эмпатию и саморегуляцию». В начале октября Эрин приедет в Москву на конференцию о технологиях и образовании EDCRUNCH 2019. Вместе с другими ведущими мировыми специалистами она расскажет, чему учить детей в современном мире технологий и гаджетов. 



Эксперты: Эрин Клейбоу

Читать дальше