Автор портала Ребёнок.BY Анна Матуляк, психолог и мама двух дочерей, напоминает родителям подростков о том, как вести себя с детьми, когда те сдают экзамены, и что оценка — это просто субъективный символ на бумаге.

На на днях младшая дочь Вика очень неожиданно спросила: «Мама, ты всегда будешь меня любить?» Я ответила: «Конечно, да!» А потом мысленно поэкспериментировала, добавив: «Если не будешь получать плохие оценки». И содрогнулась... Хотя именно такой ответ для многих детей становится реальностью. 

Любые важные вехи рядом с детьми имеют, как минимум, две линии переживаний — родительские и свои собственные детские. Иногда в итоге мы получаем гремучую смесь. Например, можем начинать копировать реакцию наших родителей и даже дословно воспроизводить те тексты, которые слышали сами: «Что тебя ждёт в будущем, бездельник? Хочешь свиньям хвосты крутить?» Или можем начать в избытке заваливать ребёнка тем, чего не хватило в той ситуации нам.

Зависимость от оценок

Старшая дочь закончила 9 класс, экзамены. Тесты, оценки, испытания. Какие чувства у вас возникают, когда читаете эти слова? 

У меня — волнение, тревога, беспокойство. И так было всегда. Даже в университете, когда я уверенно шла на «красный» диплом и зачетка уже вовсю «работала на меня».

Я думаю, многие мои ровесники знают, что такое зависимость от оценок или страх оценок. Я помню, как ещё в начальной школе, отдавая маме тетрадь или дневник, убегала в ванную, запиралась, прикладывала ухо к двери и сквозь звуки колотящегося сердца ждала «приговора».

Обычно он звучал моим именем. Или просто: «А ну-ка иди сюда!»

Тогда я делала несколько вдохов, совершала какой-нибудь ритуал а-ля «если дойду до комнаты, не наступив на швы линолеума, то мама не наругает» — и шла, как на казнь.

Хотела нравиться маме

Казни не было. Максимум мама словесно ругала. Но сам факт недовольства мной был невыносим. Я хотела нравиться маме. Но в мире было так много интересных занятий, что уроки частенько отходили на второй план.

Мне хотелось, чтобы мама гордилась мной, узнав, что я не пошла на урок в 3-м классе, потому что сопровождала подругу с больным животом в поликлинику. Я, как взрослая, узнавала в регистратуре, куда нам идти, к какому врачу, триумфально вводила подругу в кабинет и рассказывала доктору, что случилось.

Я была уверена, что мама будет гордиться мной. Но оказалось, что писать правильно слово «молоко» важнее.

Я была не согласна. Но разве я имею право на возражения, когда «не понимаю таких элементарных вещей»?

Вырванные из тетрадей листы, переписывание со слезами до ночи, записывание одного слова 1000 раз — все это кошмары многих советских детей. Детей, которые хотели нравиться своим родителям. Детей, которые приняли эти правила игры.

Экзамен как точка заморозки

Я не помню момент, когда экзамен стал для меня точкой заморозки. Возможно, я приходила к ней постепенно. Например, когда отвечала у доски таблицу умножения и видела напряжённо-недовольное лицо учительницы, тщетно пыталась собирать мысли, которые как тараканы расползались в разные стороны. Учительнице я тоже хотела нравиться.

Или когда не получалось решить задачу у доски и слышала: «Вот как на сцене с микрофоном скакать, так ты молодец, а как умом поработать, так нет?» Вот так заодно я узнала, что есть профессии «стыдные», а есть «почитаемые».

Точные науки мне не давались от слова «совсем». Четверки мне «натягивали» за то, что защищала честь школы своими вокальными данными. Но при этом не забывали на уроках обратить внимание, что 1 или 2 место в городе среди школ это ничто по сравнению с нерешённой задачей по алгебре.

Помимо хорошей девочки, желающей всем понравиться, во мне жила ещё опасная диверсантка. Она вела отчаянную борьбу за право не знать «царицу всех наук» на хорошую оценку. А найдя в документах мамин аттестат за 9 класс с тройкой по математике, я и вовсе легализовала своё право на «она мне в жизни не пригодится». Немного подростковой дерзости и «мама, наверное, у меня гены...» сделали своё дело. Примерно с 9 класса мама сильно ослабила «школьную хватку».

Домой шла как обреченная

А потом были экзамены. Первые в моей жизни. И совершенно неожиданный поворот сюжета. Я сдала экзамен по истории на «3». Мне попалась какая-то битва, и нужно было рассказать и показать на карте весь ход событий. А я же будущий психолог, я вообще как бы против всяческих битв. Я про договариваться и прочее. Но такого варианта ответа не было, поэтому «спасибо, что хоть 3».

Домой шла, как обреченная. Мысленно прощалась со своими друзьями и подругами минимум на месяц (рассчитывала на максимальный срок заключения). А в итоге оправдательный приговор. И только мамино: «Ну как так?» зацепило стыдливые струнки внутри.

В этот же день учительница «сливает» мои данные (адрес и телефон) из журнала своему сыну, который начинает вызванивать меня «погулять». Целый детектив получился. Я соврала ему, что меня отругала мама за оценку и не пускает гулять. Тогда трубку взяла учитель и попросила пригласить маму, втолковывала ей, что не стоит так расстраиваться, это всего лишь оценка, я молодец и вообще мне попался просто очень сложный билет. И из-за этого ни в коем случае нельзя лишать меня прогулки.

И вот тогда я окончательно поняла, что это все какая-то фальшь. Оценки. Отношение к ним. Фарс. Способ манипуляции. Можно вывернуть одно и то же как угодно. В школе можно говорить ученикам, что оценки — это наш престиж и показатель знаний и достоинства. А потом отказываться от своих слов и утверждать обратное.

Теперь для меня цифра вообще не важна

Вчера моя дочь Катя с подружкой готовились к экзамену по математике. Писали шпоры. Усердно, до ночи. В середине пути вызвала их на срочное чаепитие. Достала игру «Conversation» и минут 30 мы пили чай и играли. Простая игра: тянешь вопрос, и все по кругу на него отвечают. Было 20 вопросов. Я любовалась ими. Верите? Тем, как они рассуждали, спорили. Ходом их мыслей. Масштабностью и нестандартностью рассуждений. Смотрела и понимала — все будет хорошо. Все уже хорошо. 

Списать не удалось. Сама нарешала на 4 из 10. Девочка, имеющая непростые отношения с математикой в принципе. И сложные отношения с учителем по причине «личной неприязни» и «непростого характера». 

Возможно, в чьих-то глазах я сейчас выгляжу весьма чудаковатой — не 10-ка же. Но я очень рада и горда. Для меня цифра вообще не важна. Она человек прекрасный, понимаете?

Когда она не покупает себе шоколад и даёт в магазине незнакомой бабушке 2 рубля, я понимаю, что она классная. Когда она защищает слабого и оказывается одна против большинства, я горжусь ей.

Когда своё право раз в четверть лечь спать во сколько хочет она использует на подготовку проекта, которым горит, я понимаю, что она сможет достичь желаемого.

Когда она выручает учительницу и идёт в 10-й раз в один и тот же музей, я понимаю, что у неё доброе сердце. И это то, чем я по-настоящему горжусь.

Комплекс отличника среди нас

Как много среди нас людей с комплексом отличника? Как много тех, кто в свои 30-40-50 продолжает стараться понравиться маме или папе, принося очередные достижения — должности, погоны, заработанные деньги, не доставляющие ни капли удовольствия, загоняющие в депрессию?

Экзамен — это стресс. Для любого человека. Адаптационные механизмы у всех работают по-разному. Кто-то справляется со стрессом лучше, кто-то хуже. Это может влиять на оценки. Оценки могут влиять на самоценность. Самоценность вещь важная, но хрупкая. Родители могут эту хрупкую вещицу беречь или разбить. 

Конечно, вряд ли кто-то умрет от последнего. Подрастёт и склеит вместе со своим психотерапевтом или сам подручными средствами. Но она никогда уже не будет прежней. Или понадобится уйма времени на реставрацию. Времени, которое они могли бы потратить на то, что делало бы их счастливыми.

Как поддержать ребенка перед экзаменом? 

  • Проведите вечер перед экзаменом в приятной беседе. Выйдите за рамки привычного восприятия ребёнка. Найдите 5 вещей, которые вас в нем впечатляют/вдохновляют/ восхищают. Скажите о них. Скажите, что будете любить вне зависимости от результата. Обнимите. Пожелайте удачи.
  • После экзамена спросите, как ребенок себя чувствует. К вопросу о самочувствии не относятся вопросы: сколько заданий решил? Сколько написал? Ошибки сделал? Как думаешь, на какую оценку написал? 
  • Просто обнимите. Скажите, что любите. И что гордитесь. Я уверена, что в каждом ребёнке есть то, чем можно гордиться. Вне зависимости от результата экзамена. Посмотрите фильм. Поговорите. Выпейте чай. Поводов для неврозов у них впереди будет много и без аттестатов.
  • Оценка в аттестате не сделает вашего ребёнка хорошим другом, порядочным человеком, ответственным семьянином. На это способна только любовь. Ваша безусловная, принимающая любовь.

Источник: rebenok.by



Читать дальше