Николай Николаевич Носов известен прежде всего как автор приключений Незнайки и его друзей. Однако из-под его пера вышла не только трилогия о забавных коротышках, но и другие детские рассказы, а также фельетоны для взрослых. При всем этом начинал свой творческий путь Николай Носов как режиссер-документалист. Об этом и многом другом — в нашей сегодняшней статье.

Разносторонняя личность

Николай Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье служащего железной дороги и актера. В дореволюционной России актерство профессией не считалось и почти не приносило заработка. Поэтому отец Николая, отработав днем смену смотрителя на станции, вечером накладывал сложный грим и блистал на сцене музыкального театра. 

Николай в детстве тоже был разносторонним мальчиком: увлекшись химией и твердо решив стать ученым, он с одноклассниками организовал химический кружок на чердаке своего дома. Кружок, после ряда неудачных экспериментов и серьезного разговора с родителями, пришлось закрыть. Тогда Николай принял решение стать музыкантом. Самостоятельно научился играть на мандолине, а потом решил освоить и скрипку. После пары уроков несчастная скрипка была спрятана под кровать.

© Николай Носов в детстве

В годы Гражданской войны Николай, чтобы помочь семье, работает и в магазине своей тетки, и даже извозчиком. Знакомится с группой беспризорных ребят, учит их читать и писать. Вместе они знакомятся со стихами Пушкина, а затем беспризорники, читая «Евгения Онегина» на улицах Киева, собирают милостыню.

Учась в старших классах гимназии, Носов начинает придумывать волшебные истории про сказочный народец — коротышек, которые живут в клумбе. Этим коротышкам из школьных рассказов в будущем суждено прославиться и стать на долгие годы любимцами всех детей Советского Союза.

Режиссер-документалист

В этот период будущий писатель всерьез увлекся фотографией, а потом и набирающим популярность кинематографом. Поступив рабочим на кирпичный завод, он в возрасте 19 лет решает получить высшее образование и становится первокурсником Киевского художественного института, откуда переводится в Московский институт кинематографии. После его окончания, в 1932 году, Носов быстро нашел свою нишу как режиссер научно-популярных и учебных фильмов. В военные годы он успешно работал над документальными и патриотическими фильмами для бойцов Красной Армии и был награжден рядом кинематографических премий.

Лучшая работа на свете

И хотя первый детский рассказ Носова, «Затейники», был опубликован еще в 1938 году, славу писателя он приобретает только после Второй Мировой войны. В 1945-1946 гг. знаменитое детское издательство «Детгиз» выпускает целых два сборника Николая Носова для детей: «Тук-тук-тук» и «Ступеньки».

«Так я понял, что писать для детей — лучшая работа на свете, но она требует много знаний, и не только литературных»,— заметил позже Носов в автобиографии «Тайна на дне колодца». 

© Николай Носов с сыном

В 1947 году выходит третий сборник «Веселые рассказы», он становится настоящим хитом у школьников, как и первая большая повесть «Витя Малеев в школе и дома», которая была не только удостоена литературной премии, но и вскоре экранизирована. 

Это был, пожалуй, один из самых стремительных взлетов среди тех, кто создавал советские сказки для детей — всего за пару лет режиссер документальных фильмов становится известным на всю страну детским писателем. 

Сюжеты Носов брал из жизни: из своего детства, из жизни своего сына и его школьных товарищей. Героями писателя становились самые обычные дети — мальчишки из родного двора, соседка по парте. Они, их мечты и устремления были понятны каждому советскому ребенку: стать настоящим пионером, приносить домой только хорошие оценки, помогать старшим и малышам, бороться против несправедливости и не обижать девочек. 

Герои Носова, в современных реалиях, кажутся наивными и простыми, но они добры и никогда не оставят в беде товарищей. Витя Малеев, двоечник и шалопай, искренне переживает свою «бестолковость», старается, терпит неудачи, и в итоге заканчивает год, будучи одним из лучших учеников в классе. 

© Николай Носов и Агния Барто

Носов дал своему читателю нечто большее, чем нравственный ориентир. Он показал, что этот идеал, к которому должен стремиться каждый советский ребенок — не идеальный, с сомнениями и нерешительностью, но умеющий работать над собой.

Шляпа Незнайки

В 1950-х годах мир познакомился с новым персонажем — Незнайкой и его друзьями, коротышками, живущими в клумбе. Трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стала визитной карточкой писателя, его книги появились в каждой домашней библиотеке. 

Главный герой Незнайка автобиографичен. Он берется за все подряд, и, как и сам писатель в детстве, не доводит ничего до конца. Тем не менее, он, хоть и совершает глупые и необдуманные поступки, быстро понимает и признает свои ошибки, искренне переживает за товарищей и всегда стоит за них горой. Незнайка ярко одет, как попугай: огромная шляпа, цветастый галстук — Николай Носов в детстве часто проводил время в гримерке отца, наряжаясь и гримируясь (точнее, переводя отцовский грим и пачкая костюмы), а потом любил гулять в таком виде по городу, смущая и удивляя прохожих. Так что эту огромную синюю шляпу, которая больше самого Незнайки, автор широким жестом подарил своему герою как воспоминание о своем детстве.

Всего Николай Носов написал более 80 произведений, писал не только для детей, но и для взрослых. В своих иронических рассказах он затрагивал серьезные для советского общества того времени темы: тунеядство, проблемы взаимоотношений родителей и детей, работу в коллективе, мещанство и вредные привычки.

Но все-таки наиболее любимым и узнаваемым был и остается Незнайка — вечный озорник в несуразной шляпе, коротышка с добрым сердцем.



Читать дальше