В деле о привитой без одобрения мамы новорожденной девочке появились новые подробности. Главный врач роддома №4 в Хабаровске Михаил Баев дал комментарии о том, зачем больница обратилась в суд за разрешением провести с ребенком медицинские манипуляции в обход родительского согласия.

Факты о младенце и беременности

Как рассказал медик, проблема была не в прививках, а шире. Еще до родов, по словам Баева, Юлия Юрасова не прошла необходимые ультразвуковые исследования плода. Она сделала лишь первый скрининг, тогда как по протоколам в РФ необходимо делать три. Без этой информации врачи не могут знать о возможных отклонениях и патологиях плода, а также подготовить тактику родоразрешения.

«Отказ от вакцинации — обычное дело. Мы пытаемся убедить мать. Не смогли, никто её не заставляет. Если бы эта женщина только от прививок отказалась — никто бы в суд обращаться не стал», — сказал главврач.

«На отсутствие результатов УЗИ обратили внимание еще в приемном покое. Были заданы вопросы и получен ответ: "Это вредно". Аргументировать это утверждение будущая мать не смогла. Однако роды уже начались, и было принято решение о неотложной госпитализации. При этом я объяснил женщине возможные риски такого отношения к медобследованиям. Указал на возможность того, что у новорожденного будут осложнения. И ситуация пациентке была понятна. Забегая вперед, скажу, без осложнений не обошлось» — рассказал Баев.

Затем в родах роженица не разрешила применить стимулирующий препарат, поэтому, говорит главврач, младенец испытал кислородное голодание. Когда ребенок родился, врачи стали опасаться возможных патологий, которые проявятся не сразу, но могут привести к необходимости положить младенца в стационар или даже на операционный стол. Юлии были предложены медицинские меры, однако она отказалась вообще от всего. Даже от забора материала для стандартного исследования на предмет генетических аномалий.

«Мы не знали, как сформировался малыш, с каким патологиями столкнёмся. Риск попадания таких новорожденных на хирургические операции очень высок. А это стационар, где лежат другие дети. Плюс к тому в случае хирургического вмешательства может понадобиться переливание крови — а это высокий риск заражения гепатитом В, от которого и делают новорожденным прививку».

По словам Михаила Баева, роженицу «приходилось уговаривать даже на банальный осмотр — она отказывалась, мотивируя тем, что ей будет больно. Тот же аргумент она использовала, когда отказалась от введения окситоцина», будущая мама рассказала врачам, что в первых родах ей уже вводили этот препарат, и она испытывала сильную боль.

После экстренного заседания врачи решились на прецедент.

«У меня есть право, данное мне 323-ФЗ: когда пациент отказывается от лечения, но я считаю, что есть угроза его жизни (а в этой ситуации я расценил именно так, ведь мать отказывалась абсолютно от всего, даже от обследования ребенка во время беременности) — подать в суд. Это первый случай в моей практике» — комментирует Михаил Баев.

Медик предупредил роженицу, что собирается воспользоваться данным законом. Перед заседанием к ней приехала мама и попыталась уговорить Юлию, но женщина согласилась лишь на генетическое исследование.

«От всех остальных процедур отказалась, из-за чего врачи обратились в суд, который впоследствии вынес решение о проведении "профилактических мероприятий" — вакцинация как раз входит в этот перечень» — рассказа Баев.

На вопрос, как суд так быстро смог принять решение, главврач ответил, что прошла ускоренная процедура, и заметил, что «когда речь идёт о спасении жизни пациента, суд собирается даже по выходным и его решение вступает в силу незамедлительно».

Меры, которые применили врачи, и от которых до этого отказалась мама младенца:

Прививка от гепатита B  — делается в 1-й день, так как с каждыми сутками уменьшается иммунитет, который ребенок получает «от нее». Например, если у мамы есть эта болезнь, вакцина в течение первых суток на 90% предотвратит риск заражения.

Прививка от туберкулеза — в крае показатели распространенности болезни выше общероссийских.

Введение витамина К — этот витамин предотвращает внутренние кровотечения и участвует в правильном усвоении витамина D. Применение К после рождения — нормальная практика не только в РФ, но и в Европе.

Закладывание мази в глаза младенца — профилактика гонобленореи — опасного коньюктивита у новорожденных. Главврач не уточнил, какие еще были произведены анализы и исследования.

Как рассказала главный нештатный неонатолог Хабаровского края Зинаида Плотоненко: «Это стандартный набор профилактических медицинских манипуляций, которые проводятся всем новорожденным в возрасте от первых минут до 28 дней. Закладка мази под веко защищает ребёнка от гонобленореи. Заболевание, вызываемое гонококком, может привести к слепоте. А мать при этом может и не знать, есть в её организме гонококки или нет.

Геморрагическая болезнь новорожденных на поздней стадии опасна кровоизлияниями в мозг. А поскольку ультразвуковое исследование внутренних органов ребёнка еще в утробе мать не сделала, врачи не могли знать, с какими пороками и патологиями столкнутся. И что придётся предпринять для спасения жизни малыша».

Насильственные меры

Одним из самых главных «бумов» этого инцидента стало то, что у женщины забрали, «буквально вырвали из рук суточную девочку». Со слов мамы об этом рассказала известная блогер Ирэна Понарошку. Однако глава хабаровского роддома пересказал совсем иную ситуацию.

Мы «пытались свести на нет все травмирующие факторы. Ребенок все время находился не только на руках у матери, а у ее груди. Никаких осложнений манипуляции у малыша не вызвали, и 9 августа их благополучно выписали домой», — подчеркивает Баев.

Стороннее мнение

Ситуацию прокомментировал педиатр Сергей Бутрий: «Я не уверен, что у врачей, которые пошли на такой беспрецедентный шаг, был шанс поступить по-другому. Суд дал разрешение на все процедуры, в том числе и вакцины. Какие были основания не вводить? Воля матери отменена судом, противопоказаний нет. Страх общественного резонанса? Это не аргумент. На мой взгляд, главная ошибка роддома не в том, что они все это сделали – они действовали в рамках закона и этики». А «в том, что они, увидев, какой резонанс приобретает дело, не ответили честно и открыто, что именно произошло и почему. Недосказанность привела к домыслам».

Оспаривание решения

Сегодня стороны находятся в состоянии судебного разбирательства: Юлия  судится с больницей. Адвокат роженицы пояснил, что их цель помимо желания оспорить решение, выяснить «где границы того воздействия, которое может позволить государство для «причинения пользы детям и защиты их благ». Женщина не дает комментариев. Но заметила, что  дома ей «получше, чем в роддоме. Дело не в том, что кто-то любит прививки, а кто-то не любит, а в том, чтобы поступать по закону. Вот пусть суд и разберется, кто прав».

Специалисты говорят, что в нашей стране это будет едва ли не первый случай оспаривания стандартных процедур. Само по себе лечение «через суд» — не такая уж редкость.

Совсем недавно в том же Хабаровске молодые родители отказались от операции на сердце у новорожденного ребенка. На свет должны были появиться тройняшки, но выжил лишь один младенец. Так как операция была его единственным шансом, врачи обратились в суд и получили право выходить маленького человека.

Для коллектива хабаровского роддома это стало первым случаем обращения в суд для получения разрешения на лечение.



Читать дальше