Фильмы-сказки Александра Роу с детства знакомы многим. Это удивительные, волшебные миры, с Бабой Ягой и Кощеем, с девицами-красавицами и отважными богатырями, с говорящими животными и скатертями-самобранками. Этим фильмам веришь с первого кадра, они никогда не надоедают — сказки Роу можно пересматривать снова и снова. Рассказываем о самом известном режиссере детского кино.
Коробейник
Александр Роу родился в 1906 году в городе Юрьевец. Его отцом был ирландский инженер Артур Роу (Rowe), который приехал в Россию работать по контракту — налаживать мукомольное производство. В Юрьевце (по другим данным в Сергиевом Посаде) он женился на гречанке Юлии Карагеоргий, но семья распалась в 1914 году, с началом событий Первой Мировой войны. Артур Роу уехал на родину, оставив в то непростое время больную жену и маленького сына.
Александру пришлось работать с детства — его мать, Юлия, тяжело болела. Мальчик был коробейником, торговал с лотка безделушками и мелкой галантереей.
Александр Роу в детстве
Однако, не смотря на все трудности, Роу окончил школу, поступил в техникум. С 1921 года он служил в агиттеатре «Синяя блуза», а затем сумел поступить в Драматический техникум им. Ермоловой.
По щучьему веленью
Его первая самостоятельная работа как режиссера — сказка «По щучьему веленью», вышедшая в 1938 году. Фильм стал настоящим хитом проката. В 30-е годы прошлого века кинематограф в Советском Союзе только начал приобретать самостоятельность и самобытные черты. Художественных фильмов снимали не так много, а детских кинокартин не было вовсе.
Первая работа Александра Роу покорила зрителей всех возрастов. Это был удивительный, сказочный мир: щука разговаривала, волшебная печь Емели ездила, как заправский вездеход. И у зрителя, и у критиков не оставалось сомнений: волшебство существует, и оно рядом, на экране кинотеатра. А ведь кто-то советовал дебютанту заменить живую рыбу куклой — это же риск, натурально рыбина в кадре смотреться не будет!
Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»
Однако у Роу всегда было свое мнение на счет спецэффектов — все должно быть по-настоящему. В этом и весь секрет хорошей сказки.
«Кино — искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача — взволновать юного зрителя судьбой героев», — считал режиссер.
Стоит сказать, что Александр Роу не был русским по происхождению, но русский фольклор, народную культуру он чувствовал как никто другой. Наверное, благодаря детству коробейника, который проводил время на ярмарках и базарах Юрьевца и Сергиева Посада. По воспоминаниям самого режиссера, коробейником он был знатным: товар у него не залеживался, а прохожие с охотой слушали шутки-прибаутки веселого продавца.
Режиссер и его команда
Вскоре Роу уже был признанным классиком сказочного жанра, а работать с ним стремились многие артисты. Ведь съемки в сказках Роу были синонимом зрительского успеха и всевозможных государственных премий. Однако сам режиссер довольно-таки быстро сформировал команду актеров и постановщиков, которая переходила с ним из фильма в фильм, и поэтому попасть в его команду было не так-то и просто.
Александр Роу в молодости
Например, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного в фильмах Роу играл исключительно Георгий Милляр. Мало кто знает, но на первых пробах к фильму «По щучьему веленью» актер от волнения, что называется, «провалился».
Решив во что бы то не стало, получить роль Царя Гороха, Милляр побрился налысо, сбрил и брови, создав образ гротескного царя-дурака — и поразил режиссера своей игрой.
Милляр стал не только постоянным актером труппы Роу, но и его близким другом. Да и сейчас, вспоминая Бабу Ягу, в ее образе представляется только этот актёр. Причем Баба Яга Милляра каждый раз была разной: то откровенно злобной, то просто вздорной старушкой с радикулитом.
Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»
Для прославленной актрисы Инны Чуриковой роль Марфушеньки-Душеньки в сказке «Морозко» стала одной из первых. Молодая Инна мужественно мерзла под елкой, пока перфекционист Роу выставлял свет, а когда пришло время Марфушеньке жадно есть яблоко, оказалось, что в корзинке лежит лук — что-то напутали бутафоры. Пришлось актрисе с таким же аппетитом уплетать луковицу.
Фильм «Морозко» стал любим многими, и не только в Советском Союзе: в Чехии его до сих пор показывают каждый Новый год, как «Иронию судьбы...» в нашей стране.
Неизменным спутником Роу на съемках был термос с горячим чаем: если игра актера нравилась режиссеру, он, в перерывах между дублями его угощал. Чашка чая из режиссерского термоса была высшей наградой и признанием немногословного Роу.
Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»
Естественные чудеса
Среди всех, кто экранизировал сказки в советском союзе, имя Александра Роу стоит особняком. Последующее поколение режиссеров ориентировалась именно на него — классика, который создал этот жанр. Однако после его ухода мало кто из постановщиков мог передать ту сказочную атмосферу, которая вовсе не была свойственна логичному и «регламентированному» советскому кинематографу. По мнению той же Инны Чуриковой, у Роу была душа ребенка: он сам, не имея счастливого и спокойного детства хотел подарить его другим. «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений — этого дети не любят», — говорил Роу.
Чудеса в мире Роу происходят настолько естественно, что ни у кого нет сомнений — этот волшебный мир действительно реален.
В эпоху, когда о компьютерной графике даже не мечтали, съемки сказок действительно были чудом, сотворенным во многом благодаря режиссерской смекалке.
Так, в фильме «Морозко», когда Дед Мороз с помощью своего посоха, покрывает деревья инеем, прибегли к такой хитрости: сначала ассистент стряхивал с деревца снег, а потом, при монтаже, эти кадры шли в обратном порядке.
Кадр из фильма Александра Роу «Морозко»
Печь Бабы Яги была уникальным произведением искусства отечественных машиностроителей — она действительно ездила по снегу, как вездеход. И настолько хорошо, что местные жители, бывшие статистами на съемках картины, решили ее украсть. Но не сумели завести.
К слову, Змея-Горыныча собрали в мастерской игрушек в Загорске, а управлялась с ним команда в 20 человек.
И все-таки, Роу не делал упор на спецэффекты при создании своих фильмов — это казалось ему ненатуральным, не живым. Все ложилось на плечи актеров. В том числе — хвостатых. Вспомнить хотя бы собачку Тяпу в «Морозко».
Последней его работой стал фильм-сказка «Финист — Ясный Сокол», вышедший в 1975 году. Александр Роу написал сценарий, занимался подбором актеров, но на съемочной площадке побывать не успел. Фильм закончил его ученик, Геннадий Васильев.
P.S. Голливуд советского сказочника сначала не принял. Например, сказка «Морозко» сначала возглавила рейтинг самых скучных фильмов. Но позже сам Стивен Спилберг отметил фильмы Александра Роу, признав их тем культурным феноменом, самобытность которого вряд ли удастся повторить. Питер Джексон, постановщик знаменитой экранизации Толкина, не раз признавался в том, что работы советского режиссера вдохновляли и направляли его во время создания трилогии о Средиземье.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий