В Северной столице России Минобороны откроет закрытую школу для девочек. Комплекс уже готов к заселению и расположился на Бычьем острове. Заведение станет 2-м корпусом ФГКОУ Московского кадетского корпуса Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ.
Старший брат кадетского училища для девочек или, как его уже окрестили, «школы благородных девиц Минобороны», работает в Москве с 2008 года. Первыми были набраны 7, 8 и 9 классы. В 2009 году появились пятые классы. В 2019 году Московский корпус насчитывает 740 воспитанниц, девочки проходят обучение с 5 по 11 классы. В Петербурге на первый год набрано 240 юных россиянок. Хотя заявок было больше тысячи. Прием закончился в июле, а списки обнародуют в начале августа. С сентября школа ждет «кадеток». Помимо старшего брата в столице, у новой школы есть исторический идеал — Смольный институт благородных девиц.
Пансион воспитанниц Министерства обороны в Москве
Корпуса на Бычьем острове предназначены для детей военнослужащих из отдаленных гарнизонов, девочек из неполных и многодетных семей, дочерей военных, которые погибли в бою, а также были награждены госзнаками за выполнение воинского долга. Набор происходит по всей стране. Как комментируют эксперты, «это отличный шанс для девочек из глубинки или малообеспеченных семей».
Сперва строения предназначались для частного спортивного объекта — но за два участка в столице и неустойку их передали Минобороны. Комплекс — это «мир в себе»: здесь есть жилые и учебные корпуса, ледовая арена, бассейн, скалодром, спортивный зал, места для гимнастики, танцев, единоборств, концертный зал, прогулочные дворики, столовая, лазарет, библиотека.
Здесь не планируют растить военные кадры и секретных агентов. Образование будет светским, гуманитарным. Даже можно сказать, немного «великосветским». Девочкам предстоит освоить предметы школьной программы, а также «два-три иностранных языка, танцы, вокал, живопись, музицирование, этикет, кулинарию, шитье, станковую композицию, мировую художественную культуру, сервировку стола и подачу блюд». Воспитанниц ждут еженедельно 2 часа физкультуры, по часу плавания и фигурного катания, а также спортивные секции на выбор.
С 5 класса у воспитанниц начнется курс полового воспитания, в том числе девочкам намерены привить:
- Санитарно-гигиенические навыки и высокие стандарты индивидуальной чистоты.
- Чувство стиля и вкус, «женские качества» личности.
- Знания женской и мужской физиологии, психологии, основ взаимоотношений полов.
- Знания о взаимодействии в семье, соответствующие нравственные нормы.
Об этом рассказала педагог учреждения, кандидат наук в области культурологи, Анастасия Касьяненко.
Курс не предполагает «практических» занятий — взаимодействие с представителями противоположного пола практически полностью запрещено. Вот две темы классных часов московского пансионата: «К материнству готовь себя сызмальства» и «Супружество без брака?»
Оба учебных заведения — экспериментальные площадки Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) по теме «Гендерный подход в образовании и полоролевой социализации воспитанниц». Как считает начальница московской школы Лариса Максимова, реализация такого «подхода в образовании является эффективным способом возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункции, часто наблюдаемой уже в детском возрасте».
Позиция попечителей довольно прозрачна, хоть и не всем по душе — они растят не просто граждан, а женщин, будущих жен и матерей.
«Именно эта роль воспитанниц накладывает на нас, педагогов, особые задачи: воспитание женщины — матери, женщины — общественной деятельницы и хранительницы семейных, а значит, и государственных традиций», — рассказывает зав. отделом воспитательной работы московского Пансиона МО РФ Наталия Нескина.
Среди важных «женских компетенций», которые юным особам предстоит постичь, «полноценная российская идентичность», осмысление понятия материнства и принятие образов женского поведения. Это необходимо, чтобы будущие взрослые россиянки смогли эффективнее внедриться в общество «с мужским населением», — поясняет госпожа Нескина.
Немного жизни внутри школы на примере московского заведения
У воспитанниц нет бытовых трудностей: они не убирают, не стирают и не готовят. Всем необходимым, включая одежду, билеты на каникулы и платья для ежегодного бала, их снабжает школа. Но и регламент здесь невероятно строгий. Например, нельзя видеться с родственниками на территории школы, в гости к ним можно попасть раз в месяц и домой на лето. Нельзя слушать музыку в телефоне, а страницы социальных сетей модерируют педагоги.
Пансион воспитанниц Министерства обороны в Москве
Примечательно, что в уставе пансиона прописан антибуллинг: «Воспитаннице категорически запрещено: сексуальные отношения; оказывать психологическое давление, включающее в себя: факты оскорблений личного достоинства; любые надписи, e-mails и sms оскорбительного или угрожающего характера; бойкот как целенаправленное исключение объекта психологического воздействия из деятельности коммуникации. Оказывать физическое давление».
Перспектива проекта
«У нас растет поколение, о котором мы мечтали», — говорит о пансионе министр обороны России Сергей Шойгу. О программе физической подготовки учениц рассказала Лариса Максимова в своей научной статье: «в основу разработанной системы здоровьесбережения воспитанниц положена система сохранения и укрепления здоровья космонавтов». Директор уточнила, что в столице воспитанниц регулярно обследуют, и по результатам видно, что они здоровее обычных москвичек их возраста. Воспитанницы Минобороны показывают хорошие результаты в учебе и спорте. В этом году, например, 9 выпускниц получили 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку.
Есть и другие запланированные корпуса — на Дальнем Востоке и в Центральной Сибири. При этом Шойгу назвал Кадетские корпуса «лучшим учебным заведением в стране».
Неактуально и травматично
Так вкратце можно описать отзывы сторонних психологов о данном формате обучения. Они напоминают, что мы давно перешли из века 19 в 21-й, и сегодня «гендерная модель воспитания неконкурентоспособна».
Как рассказал заведующий лабораторией cоциологии образования НИУ ВШЭ в Петербурге профессор Даниил Александров, раздельное обучение приносит очень мало пользы, а строгий режим и отделение раньше положенного срока от семьи — и того меньше.
«Строгие правила в отношении соцсетей, секса и так далее происходят от ложного восприятия истории. Раньше было: выпустилась девица из Смольного пансиона и бравый аристократ на ней женился» — комментирует ученый.
Профессор считает, что последствиями искусственного режима, когда нахлынет энтропичная реальность, могут стать «неудачные связи, депрессии, разводы, самоубийства». Дело не только в распорядке, но и в полном нивелировании значения реального опыта: «Как девушке жить в мире, где большинство подростков начинают сексуальную жизнь довольно рано, и она не понимает, что хотят от нее реальные мужчины?» Александров говорит, что да — подросткам полезен контроль. Но если с ним перестараться, это приведет к формированию таких черт личность как хитрость, желание и умение противодействовать всем правилам.
Другой взгляд у психолога СПбГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия им. С. С. Мнухина» Анны Алексеевой. Анна говорит о том, что сейчас гендерное деление это — бессмыслица. В Российской Империи перед представителями двух полов стояли разные жизненные задачи, функционально различные. Сегодня это далеко не так. Деление пробовали практиковать в СССР, но отказались за неэффективностью.
«На мой взгляд, это — тревожный сигнал, если усвоения нужных установок можно добиться лишением семьи. Это — крайность, и потому к подобным методам стоит относиться осторожно. Тем более, что система обучения и образования во всем мире приходит к персонализации и зависит не от половой принадлежности, а от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика» — рассказывает Алексеева.
Общественное и женское мнение
Интересно, что в вопросах женского образования женщин как раз не спрашивают. Так, взгляд феминисток остался за бортом лодки лидеров мнений. Ведь политики в данном проекте — мужчины. Сторонницы равноправия удивлены проектом. Особенно чужды настоящей реальности цели «растить жен и жить среди мужского населения», а также учить детей, исходя из развития «материнских компетенций». Такой подход можно назвать сексистким, устаревшим или навязывающим стереотипы, но не перспективным.
Грустно от того, что, имея огромные ресурсы, мы не делаем такое хорошее дело на мировом уровне. Отчего в программе девочек нет важных научных спецификаций. Образование выглядит, как план по созданию идеальной домохозяйки. Конечно, здоровое тело и культурная наполненность — это важно, но оно не дает и 30% размаха для профессионального становления девушек. Хотя, возможно, школьные предметы будут доработаны и поданы на высшем уровне.
Пользователи сети же больше всего негодуют из-за режима.
«Читаешь и жутковато становится, всю свою юность дети провели на довольствии и в жесткой дисциплине. Пахнет социалистической утопией. Великие дети великого государства, "правильные" матери и жены. А как же социализация? Пока другие девочки учились играть с мальчиками, давали им дергать косички (…) ходили на первые робкие свидания в кафе, эти лишь изредка видели (…) кадетов. Целая пропасть в общении с противоположным полом. Это же глубоко травмированные люди с поломанной системой принятия решений, с насильственно привитой моралью. Такое ощущение, что речь идет о семнадцатом веке, но сложно представить такое в двадцать первом».
При этом не стоит забывать, что для сотен девочек, которые могли и дальше расти за порогом бедности или в очень отдаленных районах страны, такое обучение может стать счастливым билетом.
Как отметил генерал-лейтенант запаса, экс-начальник штаба войск ПВО России Александр Маслов: «Строительство пансиона для дочерей погибших военнослужащих и участников боевых действий, детей из многодетных семей — это доброе и нужное дело. Где таким детям учиться в сегодняшнее непростое время? А это очень хорошая возможность детишкам из перечисленных вами семей получить образование, чему-то научиться, чего-то хорошее увидеть в этой жизни. Детей таких немало, и появление еще одного пансиона нужно только приветствовать».
Если вы придерживаетесь более либеральных взглядов в воспитании своей дочери (надеемся, это так), прочитайте отрывок из книги для девочек-подростков «Настоящая девчонка. Книга о тебе». Такие правила этикета больше подходят для современной жизни.
{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
Оставьте комментарий