Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельным и мог не только себя обслужить, но и по дому помочь. Это нужно не столько для «разгрузки мамы», сколько для формирования у малыша чувства ответственности и привычки к труду. Мы все это понимаем, но в то же время окружаем малыша заботой и любовью настолько, что он привыкает к безусловному потреблению и не считает нужным помогать. Когда же пора задуматься о самостоятельности ребенка?

Психологи утверждают, что с 1,5 лет можно начинать приобщать малыша к уборке игрушек, встраивая этот процесс в игру. Останавливаться на этом не стоит: с возрастом можно добавлять новые поручения, постепенно наделять ребенка ежедневными обязанностями и начинать требовать их качественного исполнения. А вот что можно поручить малышу и как это лучше сделать, сейчас узнаем.

Но для начала несколько правил, благодаря которым привычка к труду не будет детям в тягость:

  • Работа должна быть настоящей — хорошо, когда ребенок видит реальный полезный результат своих действий и его за это хвалят. Можно добавить поручению значимости, сказав: «Это очень важное дело, только ты можешь с ним справиться».
  • Нельзя одергивать ребенка и тем более ругать, если, пытаясь помочь и сделать «как мама», он наводит в доме беспорядок, разливает по полу воду или вытирает пыль с кота. Главная наша цель — не отбить желание помогать, поэтому нежно и мягко корректируем действия ребенка. И глубоко дышим.
  • Не жалейте времени на отработку новых навыков малыша, не торопитесь: начните готовить обед на час раньше или отведите на уборку больше времени. Эти «потери» времени и ваши моральные страдания окупятся. Нужно потерпеть.
  • Будьте готовы к разбитым тарелкам. Спокойствие, только спокойствие.
  • Труд никогда не должен быть в наказание. Все то, чем мы наказываем детей, вполне логично вызывает у них отторжение.
  • Если хотите, чтобы в детской со временем воцарился порядок, следите за порядком и в вашей собственной спальне.

Итак, решено: наш ребенок будет самостоятельным. Мы хотим, чтобы со временем он легко выполнял посильную домашнюю работу, немного разгрузил маму в хозяйственном плане и вырос успешным человеком. Когда начинать?

Мы уже говорили, что хорошо бы начать с 1,5-2 лет, но если вы не успели, знайте: еще не поздно. Предлагаем вам примерный список работ, которые могут подойти детям разных возрастов. При выборе поручений для вашего ребенка учитывайте его наклонности и пристрастия: например, любит играть с водой — пусть моет посуду.

1,5 — 2 года

В этом возрасте малыш может выполнять простые односложные поручения: принеси машинку, положи карандаши в коробку (после демонстрации примера) и т.п. Обязательно радуйтесь за малыша и хвалите его, если получилось.

2 — 3 года

После 2 лет ребенок способен выполнять задания более осознанно. Он может убрать игрушки на места, но все же сделает это с большей радостью, если вы придумаете «игру-убиралку». К примеру, можно поиграть в робота: робот выполняет указания, сказанные металлическим (вашим) голосом: «Убрать все желтые предметы» или «Унести все круглые игрушки». И весело, и полезно.

Помимо этого, с 2-х лет ребенок может складывать грязную одежду в корзину для стирки, кормить домашнее животное (под вашим присмотром), вытирать пыль, убирать пролитое за собой, мыть небьющуюся посуду без сильных загрязнений (за исключением ножей), мыть пол «своей» шваброй.

4 — 5 лет

После 4 лет ко всему уже сказанному можно добавить обязательные ежедневные поручения: убирать со стола после еды, заправлять свою постель, поливать растения, готовить себе простой завтрак из творога со сметаной или хлопьев.

6 — 7 лет

С 6 лет ребенок способен выполнять «серьезные» поручения. Он может делать уборку в доме, накрывать на стол, помогать готовить и стирать, отбирать свою одежду для стирки, чистить овощи, делать бутерброды, совершать небольшие покупки в магазине, разбирать большие пакеты с продуктами, сортировать и аккуратно складывать белье после стирки, наливать негорячие напитки.

Список поручений по возрастам выглядит замечательно, но, нам кажется, «нееет, он не будет этого делать». Было бы желание! Уточним: ваше желание. Есть множество «фишек», с помощью которых вы легко приобщите ребенка к труду.

Вот некоторые из них:

  • Для самых маленьких работа должна быть встроена в игру или сказку. Например, игрушки потерялись и плачут, потому что не могут найти свой домик — надо им помочь.
  • С детьми чуть постарше можно общаться во время работы или задавать вопросы вроде «Какого цвета эта губка?» или «Какой формы это яблоко?» и хвалить за верные ответы. Ребенок полюбит помогать по дому, ведь это весело и «с мамой».
  • У дошколят прямые задания от мамы чаще всего вызывают негативную реакцию и желание «увильнуть». Но если задания будут оформлены в виде письма от любимого супергероя или смешарика, то дело пойдет на лад. Однако тут нужно быть аккуратными: письма не должны приходить каждый день.
  • С детьми, которые уже могут вести конструктивные диалоги, хорошо бы сесть и с важным видом начать серьезный разговор, мол, ты вырос большой, умный, и тебе уже можно доверить некоторые очень важные для семьи вещи. Дальше можно предложить ребенку список дел, которые он мог бы выполнить, и попросить выбрать только две задачи, которые он возьмет на себя. Больше пока нельзя, нет. Если дела выбраны, можно торжественно включить их в недельное расписание.
  • В организации дня ребенка очень помогает метод чек-листов. Это листки, на которых указано, в каком порядке и что именно должен делать ребенок в течение дня. Напротив каждого дела — строка с днями недели. Подмел во вторник — ставь себе галочку, а напротив чистки зубов галочки должны быть каждый день. В конце недели мама проверит весь чек-лист и, если все хорошо, сводит в зоопарк. Чек-листы можно сделать своими руками вместе с детьми, и для каждого дела в списке придумать картинку или подобрать наклейку. В этом есть особый смысл — сам делал свой план, значит, надо выполнять.
  • Дети очень любят иметь что-то «свое» и обязательно «как у взрослых». Скорее всего, малыш оценит набор, состоящий из красивого ведерка, фартучка, яркой губки или собственной небольшой швабры, и будет с удовольствием им пользоваться.
  • Обязательно хвалите за любую попытку помощи, даже неудачную. Хвалите искренне за старание и желание.

Перечисленные методы можно использовать и как руководство к действию, и как повод для родительского вдохновения. 

Способов привить ребенку самостоятельность и простейшие трудовые навыки множество, а как найти подход к вашему малышу, вы знаете лучше других. Тут главное не лениться. Нам с вами не лениться.



Читать дальше