Мы поговорили о задержках развития детей первого года жизни с детским массажистом, создателем проекта «Школа настоящих Мам» и молодым отцом Владимиром Тучковым.

Владимир, почему говорят, что первый год жизни малыша самый важный?

Первый год — переход от внутриутробного состояния к «вертикализации», к самостоятельной ходьбе. Именно тогда закладываются все те проблемы, который будут беспокоить ребенка в течение всей жизни. Потому так часто слышим от специалистов, что именно в первый год важна диагностика.

А какие основные проблемы могут появиться в течение первого года жизни, на что следует обращать внимание родителям?

В первую очередь нужно обращать внимание на то, когда и как ребенок начинает выполнять тот или иной навык. Второй момент — наличие целенаправленных свободных движений, т.е. отсутствие любого вида ненормального тонуса, мешающего спонтанным движениям. Первый «звоночек» для и родителей  и специалистов, которые наблюдают малыша в первые месяцы его жизни ребенка — ребенку не нравится лежать на животе. Вероятно, в этом случае уже что-то идет не так.

Нужно ли родителям контролировать, как это происходит — как ребенок поднимает голову, как затем совершает следующие этапы своего развития?

Конечно. Интересно, однако, что в разных странах эти механизмы описываются по-разному. Некоторые навыки в России и в странах Европы отличаются по срокам, и то, что для нас является патологией, там считается нормой. Например, навык ползания на четвереньках в Европе должен появиться до девяти месяцев, у нас же крайний срок — восемь. Европейская неврология и медицина все-таки более «гуманистическая».

Давайте поэтапно распишем развитие в первый год жизни ребенка?

Начнем с первого этапа. До трех месяцев ребенок должен начинать поднимать голову лежа на животе. Если это происходит позже, есть небольшая опасность того, что у ребенка есть гипертонус мышц шеи, но это, как правило, диагностируется на ранних сроках и корректируется специалистами. Нехорошо, если ребенок начиная с 2-х месяцев поднимает голову не на 90 градусов, а ниже, т.е. подбородок у него не параллелен полу.

Затем, до пяти месяцев, должен произойти переворот со спины на живот. Основная ошибка тут — ребенок делает «переворот блоком», т.е. одновременно закидывая в сторону и руку, и ногу, или делает это движение рывком, словно забрасывая себя. Правильных вариантов два: поочередное движение — сначала идет поворот головы, затем рука, и только потом нога, или в другом порядке — сначала в сторону поворачиваются голова и нога, а за ним уже следует рука.

Параллельно навыку переворота по спины на живот должен развиваться навык ползания по-пластунски. Этот навык у детей появляется начиная с 3,5-4–х месяцев. Ребенок опирается на предплечье и передвигается как маленькая ящерка или солдат-пехотинец. Какие здесь могут быть ошибки: ребенок передвигается только одной стороной, задействует только одну часть тела, а другую — подтаскивает, словно раненый солдат. В целом, как показывает практика, многие дети перепрыгивают этот навык и сразу же становятся на четвереньки.

Вопрос всех мам: насколько важно, чтобы поэтапное развитие происходило точно в срок, и нужно ли четко следить, что все происходит поэтапно?

Пропускание любого навыка не очень хорошо, потому что все они являются рефлексами  для перехода из лежачего состояния к вертикальному, и каждый из этих навыков формирует определенный изгиб позвоночника. Соответственно, если ребенок не проходил какие-то навыки, в будущем мы сталкиваемся с проблемами опорно-двигательного аппарата.

В таком случае, нужно ли родителям влиять на развитие — учить, показывать — если ребенок сам не выполняет какой-то навык?

Нужно, и мы как раз обучаем этому родителей. Но важно не научить ребенка ползать, а вызвать этот рефлекс естественным путем, помочь ему сделать это самому. Сейчас есть очень много разных методик для этого.

Родители часто спрашивают, нужно ли беспокоиться, если что-то происходит не вовремя. Я отвечаю: да, стоит, если «сгорают» все крайние сроки. Мы мягко объясняем, что ребенку нужна помощь, и чаще всего родители могут самостоятельно помочь малышу.

А как вы относитесь к различным вспомогательным средствам вроде ходунков?

Я придерживаюсь мнения, что если у ребенка в плане физического развития идет все хорошо, навредить ему сложно. Если таким образом родители стимулируют появление навыка — я против.

Вернемся к этапам. Чему должен научиться ребенок после ползания по-пластунски?

К 5–5,5 месяцам ребенок должен уметь опираться на прямые руки. Это важный и переломный момент, потому что этот навык гарантирует выполнение следующих этапов развития. Опора на руки — это защитный рефлекс, который в будущем, например, помогает человеку не ударяться при падении лицом.

Как понять, что что-то не так: ребенок старается, но ему неприятно и неудобно опираться на руки, он пытается опираться только на локти или вообще не опирается на них, вытянув их в стороны.

Навык вставания на четвереньки и ползания должен появиться у ребенка к 5,5–6-ти месяцам. Что может быть не так: ребенок ползает, как креветка, назад. Также отклонением является любая асимметрия, например, ребенок опирается на три точки, а не на все четыре, и подтаскивает ногу.

Параллельно с этим же навыком появляется навык присаживания — движение, которое в будущем превратится в самостоятельное сидение. В идеале он должен появиться у ребенка в возрасте от 6-ти до 8-ми месяцев. В норме навык должен вырабатываться естественно, но многие родители делают малышу медвежью услугу — обкладывают его подушками и пассивно садят его. Соответственно, в этом случае мозг не стимулирует этот навык, плюс у ребенка не формируется необходимый для последующей вертикализации центр тяжести.

До 10-ти месяцев — крайний срок появления навыка вставания возле опоры. Как этот навык проявляется в норме: ребенок встает на четвереньки, подползает к опоре, привстает на одну ногу, затем подтягивает вторую и, держась за руки, встает возле опоры. Типичное нарушение  тут — ребенок встает только на передний свод стопы, на «цыпочки». Хотя здесь медицинский мир разделился на два лагеря: кто-то считает это грубой патологией, а кто-то находит это просто локальным нарушением тонуса мышц и вариантом нормы.

Завершающий нашу логичную схему навык — самостоятельная ходьба — выходит за рамки первого года жизни, крайний срок его появления — год и 2 месяца.

Владимир, если сравнить развитие детей, предположим, прошлого века и нашего, что мы можем отметить? Развиваются ли современные дети быстрее?

Однозначно дети нашего времени развиваются медленнее, они, можно сказать, аморфные. В советских учебниках прописаны все нормы и сроки, и они довольно жесткие. Современные дети по ним считались бы отстающими в физическом развитии.

На это влияет много факторов — например, состояние здоровья мамы до беременности. Кроме того, у нас сегодня понизился процент рождения здоровых людей — в первую очередь потому, что мы научились выхаживать тяжелых детей, научились успешно проводить ЭКО и искусственные роды. У Большей часть этих детей риск задержки в развитии больше по сравнению сравнению с другими детьми.

Вебинар

Узнайте больше о физическом развитии детей от 0 до 12 месяцев на вебинаре Владимира Тучкова «Тернистый путь к первым шагам: все о развитии детей до года».

Вебинар пройдет 26 апреля в 20:00.
Зарегистрироваться

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

Все материалы спецпроекта



Эксперты: Владимир Евгеньевич Тучков