Люди с РАС в кино влюбляются, воспитывают детей, строят головокружительную карьеру. Но насколько можно этому верить? Вместе с кандидатом психологических наук и практикующим психологом, работающим с аутистами каждый день, постоянный автор Дэйли Бэби Мария Макарова выяснила ответ на этот вопрос.

Об аутизме стали широко говорить лишь с 2008 года, когда Генассамблея ООН провозгласила 2 апреля Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма. А 30 лет назад большинство людей в мире вообще не знало, что это такое. Давайте разбираться в этом вопросе на примере 4-х художественных фильмов и одного сериала.

Сериал «Хороший доктор» (2017)

Многосерийный фильм о молодом хирурге с синдромом саванта, который благодаря своим выдающимся способностям становится блестящим врачом.

За жизненными перипетиями Шона Мёрфи (исп. Фрэдди Хаймор) любопытно наблюдать ещё и потому, что он страдает РАС и, несмотря на феноменальную память, испытывает большие сложности во взаимодействии с внешним миром.

Синдром саванта, или савантизм — это такое редкое явление, когда при общей задержке в развитии у человека появляется «остров гениальности», то есть область, в которой он проявляет неординарные даже для обычных людей способности.

Существует мнение, что все аутисты в чём-то гениальны. Ведь природа всегда стремится к балансу и недостаток, как правило, компенсируется. Но пока эта гипотеза не подтверждена.

В сериале показан высокофункциональный аутизм, то есть такая форма отклонения, при которой человек может жить практически без посторонней помощи, взаимодействовать с социумом и даже работать на столь высококвалифицированной позиции, как хирург-ординатор.

Как же мы понимаем, что у Шона аутизм? Прежде всего по тому, как он ведёт себя и взаимодействует с другими. Бросается в глаза одержимость чёткостью, спланированностью, дисциплиной, фанатичная приверженность к графикам и распорядку. Шон не любит громкие звуки, практически не слушает музыку. Ему сложно сосредоточиться и не нервничать при большом скоплении людей. При общении избегает визуального контакта, не смотрит в глаза собеседнику. Не любит физический контакт: рукопожатия, объятия, любые прикосновения. Герой не умеет считывать юмор и сарказм, понимает любые слова только в их прямом, буквальном значении. Ему также непонятны чувства других людей, герой испытывает явные сложности при общении и часто не следует даже минимальному этикету общения. Его успокаивают повторяющиеся движения: раскачивания, хождение вперёд-назад или по кругу.

В состоянии сильного стресса Шон начинает бить себя двумя руками по голове. Также Шона не интересует ничего, кроме медицины. Только этот узкий интерес полностью владеет его сознанием большую часть времени. И, наконец, Шону необходимо всего несколько часов сна, чтобы полностью восстановить физические силы, а также он крайне разборчив в питании и ест только продукты из очень ограниченного перечня.

«Человек дождя» (1988)

Следом за новейшим фильмом о герое с аутизмом рассказываем о самой первой киноленте, в которой была затронута эта тема. В 1988 году режиссёр Барри Левинсон экранизирует историю реального человека, американца Кима Пика, который, обладая феноменальной памятью на ряду с остро выраженным аутизмом, запоминал 98% информации. Драма рассказывает о внезапной встрече в клинике для душевнобольных двух братьев — избалованного, алчного и жестокосердного Чарли Бэббита (исп. Том Круз) и его брата-аутиста Рэймонда (исп. Дастин Хоффман).

У братьев умирает отец и завещает $3 000 000 опекуну Рэймонда, который также является его лечащим врачом. В надежде отсудить у брата половину наследства Чарли забирает Рэймонда, и далее на протяжении всей картины мы наблюдаем за тем, что с ними происходит во время долгого путешествия в Лос-Анджелес, где живёт Чарли.

Поговаривают, что Дастин Хоффман хотел отказаться от съёмок до срока их завершения, потому что был недоволен свой работой — ужасно переигрывал. Но, надо отдать ему должное, играть человека с аутизмом в то время, когда об этом отклонении даже психиатры мало что знали, — вовсе не легко.

Герой фанатично привержен расписанию, поэтому жизнь в клинике, где каждое действие происходит согласно установленному порядку, хорошо ему подходит. Когда Рэймонд волнуется, он начинает бубнить заученный диалог из старой телепередачи. Когда сильно волнуется, начинает безостановочно кричать и бить себя руками по голове. Также герой постоянно раскачивается вперёд-назад, склоняет голову набок. Взгляд пустой и никогда не направлен на собеседника. Рэймонд не любит физический контакт, резко отстраняется при объятиях. Ест зубочистками и только продукты из привычного списка еды из столовой. В силу всего вышеперечисленного герою сложно контактировать с социумом.

Рэймонд обладает феноменальной памятью и виртуозно считает, что говорит о возможном наличии синдрома саванта. Правда, в отличие от предыдущей кинокартины «Хороший доктор», одарённость мало помогает ему в жизни.

«Что гложет Гилберта Грейпа?» (1993)

Ещё одна легендарная лента рассказывает о жизненных трудностях молодого Гилберта Грейпа (исп. Джонни Депп). Парень живёт в провинциальном городке штата Огайо и фактически один содержит немаленькую семью, состоящую из двух сестёр, матери, страдающей ожирением, и брата Арни (исп. Леонардо Ди Каприо), ребенка с нарушениями в развитии.

Если обычно в кино показывают высокофункциональный аутизм, дополненный экстраординарными способностями, в этой ленте режиссёр Лассе Халльстрём изображает довольно запущенную форму. В Арни нет, кажется, ничего выдающегося. Он вечно ходит с открытым ртом, растянутым в улыбке, смеётся даже над самыми трагическими новостями, заламывает руки и в любой непонятной ситуации лезет куда-то повыше — на дерево, крышу дома или и вовсе на водонапорную башню, откуда его то и дело снимает полиция.

Чтобы чем-то занять брата, Гилберт даёт ему задание считать цифры. Но при счёте Арни пропускает некоторые числа и даже не замечает этого. Арни не испытывает трудностей при физическом или визуальном контакте, но при этом не может сам себя помыть, накормить и так далее. У него также напрочь отсутствует чувство опасности или страха. А во время стрессовых ситуаций он начинает стучать себя по затылку.

Фильм показывает не совсем типичную форму аутизма, но, тем не менее, так он тоже проявляется.

«Адам» (2009)

Драма рассказывает о романтических взаимоотношениях с мужчиной, страдающим синдромом Аспергера. Главный герой, Адам Рэйки, умеет удивлять, но по жизни думает только о себе.

Хотя в его случае это обусловлено не эгоизмом, а работой мозга: люди с синдромом Аспергера в принципе не способны думать о ком-либо, кроме себя самих.

Также Адаму недоступно понимание чувств других людей, сарказма и большинства шуток. У Адама есть единственный, но очень ярко выраженный интерес — к космосу.

Герой фанатично привержен распорядку, спискам, расписанию. В его рационе — одни и те же продукты, и перечень их крайне невелик. Его завораживают вращающиеся предметы, а вот любые перемены пугают. Адаму чужды нормы этики. Но не потому, что он не воспитан. Просто ему не под силу предугадать, что от него требуется. В силу этого он испытывает трудности при коммуникации с социумом. При приступах стресса скрещивает руки на груди и сжимает себя — это помогает успокоиться.

У Адама феноменальная память и в силу этого его познания об определённых вещах довольно широки. Но при общении с другими людьми он слишком волнуется и начинает тараторить без остановки, не понимая, что обычно людям не интересно получать так много информации от едва знакомого человека. Адам легко теряет контроль над собой и в случае паники начинает либо крушить всё вокруг, либо бить себя руками по голове, либо биться головой об стену. Кроме того, Адам не может смотреть в глаза собеседнику. Хотя, что важно, не испытывает трудности при физическом контакте.

«Тэмпл Грандин» (2010)

Завершает подборку ещё одна кинолента о человеке с высокофункциональным РАС. Это картина о женщине, которая, несмотря на особенности развития, смогла внести большой вклад в популяризацию аутизма и совершила революцию в животноводческой промышленности.

Фильм показывает реальную историю жизни Тэмпл Грандин (исп. Клэр Дэйнс), которая до сих пор жива и даже преподаёт животноводство в Университете штата Колорадо.

Говорят, что для наилучшего исполнения роли актриса пробыла с прототипом своей героини полдня.

В данном случае зрителю даже показывают некую ретроспективу нарушения Тэмпл. В младенчестве она была обычным ребёнком. Но её мама рано заподозрила неладное. Тэмпл начала говорить только в 4 года. С раннего детства «залипала» взглядом на колеблющиеся предметы. Для того, чтобы успокоиться, любила совершать повторяющиеся движения: кружить по комнате, вращаться на качелях.

Тэмпл ест лишь определённые продукты: желе, йогурты. Смысл слов и фраз понимает буквально в силу плохо развитого абстрактного мышления. Кстати, мыслит героиня картинками и образами, а также обладает феноменальной памятью, что станет решающим фактором её успеха в дальнейшем. Тэмпл испытывает трудности со считыванием эмоций по выражению лица вплоть до того, что ей приходится делать огромное количество своих фотографий и выучивать, какое выражение лица какой эмоции соответствует. Не любит физического контакта: объятий, рукопожатий. Избегает смотреть в глаза. Плохо контролирует вспышки агрессии, когда кто-то её обижает. Тэмпл трудно общаться с людьми, её интонации всегда слишком острые, голос громкий, часто она говорит неэтичные, несуразные вещи. И, наконец, как и у большинства высокофункциональных аутистов, у Тэмпл есть специфический интерес — животноводство и гуманное отношение к животным.

Таким образом мы видим, как человек с РАС может не только жить самостоятельно, но и добиваться поставленных целей и, более того, даже войти в историю.

Комментарий психолога, кандидата психологических наук Николая Владиславовича Романовского:

«Аутизм – это, прежде всего, нарушения контакта с внешним миром в следствии комплекса причин. Какими они бывают?

1. Сенсорные трудности. У многих людей с РАС и другими нарушениями наблюдается повышенная или пониженная чувствительность органов чувств. Повышенная чувствительность выражается в том, что человеку с РАС доставляют дискомфорт такие стимулы, которые для большинства людей являются приемлемыми и комфортными. Попробуем кратко их перечислить:

а) Звуковая чувствительность. Многие аутичные люди с повышенной чувствительности болезненно реагируют на громкие звуки, шум, громкий голос. Это может вызвать у них сильный стресс, который может выражаться в панической реакции, истерике, зажимании ушей, приступах агрессии или самоагрессии. При пониженной звуковой чувствительности наблюдается обратное: они не слышат тихие голоса, спокойные просьбы и т.д. Такие люди нормально реагируют, наоборот, на интенсивные звуковые воздействия, такие как громкий энергичный голос, громкий звонок и т.д. Кроме того, они могут сами для себя создавать повышенный звуковой фон.

б) Зрительная чувствительность. При повышенной зрительной чувствительности человек с РАС перевозбуждается и перегружается, например, от помещений с большим количеством визуальных объектов. При пониженной зрительной чувствительности, наоборот, будет искать для себя любую зрительную стимуляцию.

в) Вестибулярная чувствительность. Повышенная чувствительность может выражаться в боязни к перемещению в пространстве. Пониженная чувствительность — в активном поиске вестибулярных ощущений (когда человек любит долго качаться на качелях, крутиться на карусели, прыгать).

г) Тактильная чувствительность. При повышенной тактильной чувствительности человек болезненно реагирует на любые попытки до него дотронуться. Пониженная чувствительность может выражаться в нечувствительности к боли и направленном поиске интенсивных тактильных ощущений.

д) Проприоцепция (ощущение своего тела в пространстве). При пониженной чувствительности тела человек за счёт повышенной двигательной активности будет пытаться всячески почувствовать свое собственное тело. Экстремально низкая чувствительность тела может приводить к приступам, напоминающим самоагрессию (например, аутист бьётся головой об пол).

2. Трудности эмоционального контакта. Данная трудность выражается в нарушении способности к эмоциональной взаимности, сопереживанию, пониманию эмоциональных контекстов.

3. Трудности общения и речи. Люди с аутизмом, как правило, испытывают проблемы с поддержанием речевого и игрового диалога. Но это связано не с тем, что они не хотят общаться, а с тем, что они скорее не умеют это делать и не понимают важности этого процесса.

4. Стереотипность в поведении. Часто люди с аутизмом создают для себя некоторые шаблонные формы занятий: прогулка по одному и тому же маршруту, езда в такси определенного цвета и марки, определённый вкус и цвет еды, определённые занятия. Данные стереотипы служат для защиты от тревоги перед непонятным и непредсказуемым для них внешним миром. 

Так или иначе, на определённом этапе развития рефлексии человек с РАС понимает, что его тип нервной системы отличается от типа нервной системы большинства людей. Однако, если учитывать его особенности, выбирать для него те виды деятельности, в которых он успешен, и за счёт дружественной среды компенсировать имеющиеся у него дефициты, то человек с РАС будет себя чувствовать вполне комфортно.

Таким образом, аутизм – это, безусловно, не приговор. На данный момент существует большое количество эффективных психолого-педагогических методов.

В случае раннего выявления (до 3-х лет) нарушения и раннего начала интенсивной и комплексной программы помощи ребёнку вполне реально добиться существенного прогресса.  

В том случае, если аутизм является основным и единственным диагнозом, не сопряжённым с другими нарушениями в развитии, через некоторое время (от 1 года до 4 лет в зависимости от степени выраженности симптома) ребёнок вполне может по своему личностному и интеллектуальному развитию примерно соответствовать уровню своих сверстников. А при своевременном оказании комплексной помощи, принятии особенностей и их учёте при налаживании взаимоотношений человек с РАС может жить достаточно полноценной жизнью.

Стандартные критерии диагностики аутизма включают в себя следующие группы симптомов: нарушение контакта, нарушение речи, стереотипное поведение, сенсорные проблемы. Современные методы диагностики позволяют определять наличие аутистических проблем начиная уже с первого года жизни ребёнка. Стандартные скрининговые опросники (например, M-chat) могут быть использованы с 16 месяцев жизни».

Вместо заключения

Таким образом, аутизм в кино и аутизм в жизни – пусть и похожие, но всё же разные понятия. В кино мы чаще всего видим или эдаких чудаковатых гениев с высокофункциональным аутизмом вкупе с синдромом саванта, или, наоборот, крайне запущенную форму аутизма вкупе с общей умственной отсталостью. Но аутизм гораздо более многогранен. Психологи часто говорят: «Если вы знаете кого-то с аутизмом, то вы знаете лишь этого конкретного человека и его отклонение», имея в виду, что редко у двух людей с аутизмом будут совершенно одинаковые симптомы. Иначе это отклонение не было бы одной из главных загадок XXI века.

Кстати,  ниже вы найдёте ещё 10 кинолент об особенных людях, которые стоят на очереди к просмотру лично у меня.

  • «Меня зовут Кхан»
  • «Я – Сэм»
  • «Без ума от любви»
  • «Меркурий в опасности»
  • «Снежный пирог»
  • «Мальчик, который умел летать»
  • «Безмолвная схватка»
  • «Расплата»
  • «Фантастическая любовь и где её найти»
  • «Тихие вещи»

Спецпроект «Расстройства аутистического спектра»

Все материалы спецпроекта



Эксперты: Николай Романовский