Девять врачей НИИ детской онкологии и гематологии уже написали заявление об увольнении. Остальные детские онкологи и медсестры также готовы последовать их примеру, если требования врачебного сообщества не будут удовлетворены. Дети могут остаться без лечения, а НИИ без профессиональных кадров. Минздрав тем временем утверждает, что врачи «нарушают профессиональную этику» и высказывается за правильность действий нового руководства центра.

В знак протеста против действий вновь назначенного руководства коллектив онкологов московского центра онкологии им. Н.Н.Блохина во главе с заведующим отделением трансплантации костного мозга Георгием Менткевичем записал видеообращение. В нем врачи открыто говорят о том, что в крупнейшем онкоцентре страны, куда приезжают лечиться дети со всей России и из-за рубежа, творится произвол.

Обращения к представителям власти ничего не дали, поэтому теперь врачи обращаются к гражданам страны. Суть проблемы в том, что вновь назначенное (с июня) руководство в лице заместителя директора института Светланы Варфоломеевой делает все, чтобы развалить устоявшийся коллектив. К заслуженным врачам относятся крайне неуважительно, а зарплаты начисляются несправедливо, закрытым методом, без объяснения причин.

При этом оплата работы многих врачей сократилась в разы. Вместо того, чтобы делать все для улучшения условий пребывания детей в стационаре, новое руководство разрушает то, что было создано. Врачи утверждают, что уже более 20 лет строятся новые корпуса института в то время, как отделения переполнены, а в палатах с онкобольными детьми не работает вентиляция. Врачи говорят о том, что необходимо отправить в отставку Светлану Варфоломееву, открыто начислять зарплату и проконтролировать ситуацию со сдачей в эксплуатацию новых корпусов НИИ. Если эти требования не будут выполнены, онкологи уволятся.

Вскоре после выхода видео в свет, онкологи, записавшие его, действительно уволились. В их числе основатель и руководитель первого в России детского отделения трансплантации костного мозга Георгий Менткевич. Впереди у крупнейшей онко-клиники России и Европы, где ежегодно проходит лечение около 1500 детей, — череда увольнений. 

Что произошло

В июне на место заместителя директора института была назначена Светлана Варфоломеева. Она была приглашена на это место директором центра Иваном Стилиди.

Есть информация, что до этого Варфоломееву хотели назначить на руководящую должность в Морозовскую больницу, но там коллектив выразил протест и назначение сорвалось. Между тем, сам Иван Стилиди называет Светлану Варфоломееву профессионалом, а нападки на нее — личной неприязнью врачей.

Итак, с того момента, как в институте появился новый руководитель и его команда, начались проблемы.

Известно, что до онкоцентра им. Н.Н. Блохина Светлана Варфоломеева 14 лет работала в клинике Рогачева заведующим отделения детской и подростковой онкологии. По какой причине ушла оттуда, не сообщается. Однако со слов родителей детей, которые так или иначе сталкивались с влиянием Варфоломеевой на лечебный процесс в клинике Рогачева, известно следующее:

  • В подвластном ей отделении для матерей был установлен жесткий свод правил, позволяющий им четко понять — «вы здесь попросту никто».
  • Родителям нельзя было обнимать детей и даже сидеть на краешке их кровати.
  • Запрещено готовить на кухне.
  • Нельзя стирать в санузле в палате (можно в прачечной).
  • Стирать в прачечной нельзя нижнее белье и испачканные пеленки (то есть последние две позиции стирать нельзя вообще нигде, а люди лежат там месяцами).
  • За пеленки, которые сушились в туалете, маму по имени Ксения выписали с больным ребенком домой  в Тверскую область за «нарушение требований больницы».
  • На еженедельных собраниях унижали и отчитывали мам, особенно из провинции.
  • Мамы единогласны во мнении, что именно Варфоломеева делала лечение в отделении особенно тяжелым, ведь в других отделениях ничего подобного не происходило.

После перехода Светланы Варфоломеевой в онкоцентр им. Н.Н.Блохина родители детей, проходивших там лечение, свидетельствуют об изменениях в медучреждении. От родителей здесь стали требовать выполнения новых абсурдных правил (к примеру, носки могут быть только белыми, цветные — нельзя; в душевых сушить одежду нельзя и т.д.), у врачей стало меньше времени на пациентов.

Для увеличения уровня образованности давно работающих в онкоцентре профессионалов Варфоломеева учредила обязательные образовательные лекции, совпадающие по времени с обходом пациентов и контролем их анализов. В итоге времени на пациентов у врачей стало меньше. Самих медиков такая ситуация не устраивала, и они перестали посещать лекции.

Затем им добавили бумажной работы, которая заключалась в новой форме листов назначений: в них нужно было дублировать информацию из анамнеза. Также врачам запретили уходить с работы раньше 7-8 вечера, так как это означает, что у них мало работы, а значит и зарплата будет маленькой.

Основателя детского отделения трансплантации костного мозга, который пришел на работу раньше 6 утра, а ушел на полчаса раньше положенного, отчитали и заставили написать объяснительную записку. Речь идет о Георгии Менткевиче.

Затем его отстранили от должности и.о. заведующего отделением, которое он создал, за «неэтичное поведение, выраженное в ненормативной лексике».

После Георгий Менткевич отметил: «Если директор института считает, что можно так измываться над коллективом, то мы принимаем решение: измывайтесь, но не над нами». 

Родители маленьких пациентов, обеспокоенные смещением Менткевича с должности, устроили флешмоб в социальных сетях и пытались привлечь внимание президента к этой ситуации, однако никакой помощи не последовало. Более того, Минздрав, который проводит проверку по данному конфликту, встал на сторону нового руководства института, заявив, что врачи поступают неэтично, а требования Варфоломеевой вполне обоснованы.

Между тем, ситуация с лечением детей остается под вопросом. Врачи утверждают, что увольнения расписаны так, чтобы не бросать пациентов, которые уже проходят лечение. К тому же, на помощь клинике придут новые кадры. Однако вся эта ситуация никак не успокаивает родителей детей, проходящих лечение. Они переживают, что теперь лечить их будут чужие и не такие опытные врачи. Многие планируют переводиться в Институт детской гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой в Санкт-Петербург.

По поводу ситуации с массовым увольнением врачей есть множество мнений, и далеко не все поддерживают врачей. Многие считают, что те действуют неверно, оставляя институт. К примеру, знаменитый врач Леонид Рошаль сказал: «У врачей репутация убийц сейчас, а теперь еще и репутация склочников, — заявил он. — Кто будет лечить детей? Ставить амбиции на одни весы с детьми нельзя. И врачебное сообщество не поддержит».

Наиболее резонансным событием в медицинском сообществе этим летом стало дело Элины Сушкевич, детского неонатолога, которого обвиняют в убийстве по предварительному сговору.



Читать дальше