Почему театр для дошколят не должен делать из них великих актёров, как хвалить и ругать ребёнка так, чтобы он хотел становиться лучше, и зачем вообще малышу театр нам рассказали преподаватели театральной студии «Светлячок», семейная пара Лиза и Миша Жадан.

Расскажите, как построена работа в вашем театре?

Л: Нашей театральной студии уже четвёртый год. Сейчас в ней занимаются три группы, это чуть меньше 50 человек: первая — 4–5 лет, вторая — первый-второй класс, а третья — старшие ребята. Занятие первой группы длится час, остальных — два. Малышей дольше держать нет смысла, час — это оптимальное время, за которое они не успевают устать и соскучиться по родителям, а мы добиваемся их максимальной работоспособности.

М: Структура работы такова, что первые 2 месяца у всех групп идёт театральный тренинг. За это время они понимают «правила игры», а мы определяем окончательный состав групп. После этого начинается работа над спектаклями, но тренинг всё равно продолжается: со старшими сокращается до 10 минут, а с малышами до 30 минут, и только потом постановка.

© Лиза и Миша Жадан

Мы стараемся работать вместе, и то, что нас двое, очень помогает грамотно строить учебный процесс, потому что есть возрастная специфика. Средние и старшие дети лучше и ярче реагируют на мужской образ педагога. Малышам наоборот, важен на занятии образ женщины, он напоминает о маме и успокаивает. Поэтому на тренингах я показываю и объясняю упражнение, а Лиза, как ребёнок, делает с ними. Маленьким проще выполнить незнакомое задание по шаблону, а не по устному объяснению. 

Зачем нужна театральная студия ребёнку в дошкольном возрасте?

Л: Задача театральной студии на этом этапе не сделать их великими актёрами, а с помощью игры научить взаимодействовать, выражать эмоции, привить навыки элементарной коммуникации, ограничить применение физической силы и раскрепостить. Мы с самого начала ориентируем родителей на то, что театральная студия не ограничивается постановкой спектаклей, что сцена — это визуализация обретения всех этих навыков. Многие родители в конце года приходили и говорили, что отношения ребёнка с коллективом улучшились — он стал легче сходиться с детьми, влился в группу. Это здорово, что результаты работы видны не только нам, что малыш растет, меняется, что его жизнь становится лучше.

М: Театр нужен детям потому, что в современном мире нечасто от них хотят самовыражения, их стремятся ограничить социальными и психологическими рамками. Театр же, наоборот, позволяет погрузиться в атмосферу творчества и раздвигает границы мира ребёнка, демонстрирует, что он может больше, чем когда-либо думал, а добиться нужного результата можно разными путями. Это даёт детям возможность увидеть и прочувствовать множественность выбора. 

С какими трудностями вы сталкиваетесь?

Л: В театральных играх есть один важный элемент: телесный контакт. И мы столкнулись с тем, что многие дети странно относятся к этому, для них это сложно или страшно, некоторые даже проявляют агрессию. Они не привыкли, что их трогают, что можно касаться в игре друг друга. Те, кто может это преодолеть, остаются. А родителям тех, кто не может, мы рекомендуем дома постепенно настраивать малыша на мысль, что с другими детьми можно взаимодействовать, держаться за руку. И начинать учить их этому с сестрой, братом, другом, а потом приходить на занятие.

М: Ещё мы часто сталкиваемся с тем, что многие дети воспитываются изолировано — не видят ничего и никого кроме семьи. У нас есть ребята, которые не чувствует рамок и совсем не умеют коммуницировать. У них нет концентрации внимания, осознания общего дела, их не приучают к этому дома. Как только им приходит что-то в голову, они сразу выдают это.

Л: Мне кажется, раньше мы больше времени проводили с друзьями — вместе гуляли на улице, общались. А от современных детей остаётся ощущение, что они не понимают даже того, что такое игра, что играть можно всем вместе. Кажется, что они с разных планет. Для нас это значит, что прежде чем начать заниматься с ними театром, нужно просто научить их что-то делать вместе и объяснить, что ты не один на свете, что вокруг есть твои товарищи.

В чем отличия работы именно с дошкольным возрастом?

Л: По профессии я преподаватель начальной школы, поэтому беру во внимание опыт работы с первым классом и подготовишками — не только в театре. Во-первых, в силу возрастных психологических особенностей основная деятельность детей до 6-ти лет — это игра, поэтому можно и нужно как можно больше играть. Всё, что ты хочешь им преподнести, преподноси посредством игры.

Во-вторых, в этой игровой деятельности малышей важно как можно больше хвалить. Всё время должна идти отдача от педагога в виде словестного или действенного поощрения. Как стало ясно именно из театрального опыта, игра должна быть коллективная, но при этом каждый ребёнок должен чувствовать к себе индивидуальное внимание. Успеха каждого из детей в коллективе можно добиться только если замечать их по отдельности и за что-то конкретное хвалить. В течение занятия важно хотя бы по разу выделить из группы каждого, и лучше, чтобы это слышала остальная часть детей. При этом важно объяснить, почему человек получает похвалу. Так ты в следующий раз добиваешься стремления почти всего коллектива это повторить. Для них похвала в чужой адрес — это мощный стимул в следующий раз делать так же и быть замеченным. Им надо постоянно сообщать об их новом шаге, пусть даже крошечном. 

А как правильно хвалить ребёнка?

М: Наш опыт подсказывает, что позитивное подкрепление работает значительно лучше наказания. Пока читаешь нотации одному, остальные успевают отстроиться и расслабиться. Они понимают, что не совершали нарушения, за которое сейчас ругают другого, а значит, могут делать что угодно.

Л: Позитивное подкрепление гораздо эффективнее работает на коллектив. Приведу пример на базе школы: дети часто горбятся и им приходится напоминать об осанке. И если сказать: «Вася, какая у тебя красивая спина!», то весь класс тут же выпрямится, а если сказать: «Маша, почему ты так сгорбилась, подтянись!», то это подействует только на Машу. Получается, что когда хвалишь одного, все вокруг стараются приобрести этот навык, делая маленький шаг вперёд. А когда ругаешь кого-то, остальные не считают это своей проблемой.

М: Кроме того, позитивное подкрепление ввергает тебя в некую зависимость: допустим, тебя хвалят на каждом занятии, это система. И если вдруг тебя в ней один раз из десяти не похвалили, то у тебя возникает вопрос — почему, я сегодня делал что-то не так? То есть благодаря этому приёму у детей идёт и формирование навыка самооценки. Именно поэтому важна не просто похвала, а похвала с объяснением. Они должны понимать, за что получают одобрение, чтобы делать выводы о себе.

Л: Объяснение действительно даёт результаты. Через некоторое время постоянного использования такой модели общения с детьми, они оказываются способными без помощи взрослого адекватно провести самооценку. Сейчас у меня второй класс, с самого начала я всё им объясняла, и теперь ребята сами могут оценить свою работу — ровно так же, как если бы об этом попросили меня.

А если всё-таки встаёт необходимость поругать ребёнка?

М: Важно понимать, что ругать детей можно и нужно, некоторых особенно. Но очень нелегко найти правильный подход. Например, на кого-то дома родители постоянно повышают голос, и у ребёнка вырабатывается иммунитет к этому. Есть те, с кем нельзя говорить на повышенных тонах, потому что дома это не принято. Кому-то надо сказать, что он всех задерживает и мы ждём только его. Кого-то от занятия временно отстранить, не включать в любимую коллективную игру.

Л: Прежде чем поругать ребёнка, нужно провести большую исследовательскую работу, буквально «подготовиться ругать». И даже проведя работу, нужно экспериментировать с подбором методов, оценивая их результативность.

А имеет ли смысл приводить в театр тихого, не очень общительного, робкого ребёнка?

М: Определённо, да. Это именно то, что наши ребята преодолевают в коллективе. Многие тренинговые упражнения направлены на преодоление своих комплексов. У детей бывают разные блоки — они боятся выполнять упражнения потому, что смущаются, боятся других или выполнить что-то непривычное. Но если ребёнок видит, что весь коллектив спокойно что-то делает, у него возникает боязнь выбиться из группы. И когда эти страхи сталкиваются несколько занятий подряд, его комплексы отступают. Ребёнок осознает, что делать новое вместе со всеми не страшно, что он это может, и встраивается в работу.

Читайте также:



Эксперты: Елизавета Жадан Михаил Жадан
Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше